Как американцы высадили в Ялте свои «грибы»

22 ноября 2015

«МК в Крыму» попытался разгадать тайну появления странных навесов на ялтинском побережье

 

Представить сегодня Ялту без «зонтиков» на набережной — все равно что Москву без Красной площади. Два навеса изогнутой формы, на пяти ножках каждый, украшают Александровский сквер более полувека.

Как американцы высадили в Ялте свои «грибы»

Сами ялтинцы называют их грибками, поскольку форма конструкций и вправду отчасти напоминает грибы — в частности, лисички.

На месте скульптурного Ленина

— Никто особо не интересовался, и мы на этом не зацикливались, что называется: ну, стояли и стояли, люди там отдыхали, — откровенничает заместитель директора по науке Ялтинского историко-литературного музея Людмила Петренко. Такое признание от человека, который знает об истории Ялты если не все, то почти все, звучит пугающе, но в то же время интригует.

— Их так любили все фотографы ялтинские: и Иван Радченко, и Дунаевский Феликс Михайлович — все, кто выпускал большие фотоальбомы, — Людмила Владимировна достает из шкафа, расположенного у рабочего стола, фотоальбомы с видами Ялты, раскрывает и показывает: — Вот так «грибки» выглядели в 60-х, а так — в 70-х.

— Конечно, мне те больше нравились, но зато теперь хоть набережная стала узнаваемая, — доносится из соседнего кабинета голос завотделом научно-просветительной работы музея Галины Типикиной. — Ялту всегда узнавали по зданию гостиницы «Ореанда» и «грибкам» на набережной.

Действительно, в 2003 году во время реконструкции старые «грибки» срезали, а на их месте «высадили» новые. По форме такие же, только белого цвета (те были желтоватые). И кто знает, дожили бы старые «грибки» до двадцать первого века, если бы не ухищрения местных служб, которые до последнего, как могли, спасали стеклопластиковые шляпки от неминуемого разрушения.

— Чем их только ребята из горкоммунхоза не мазали: и эпоксидной краской, и «молочницей» (тоже краска), — вспоминает бывший в 70-х годах прошлого века заместителем главного архитектора Ялты Владимир Сергеев (его таланту, кстати, город обязан появлению жилых террасных домов на круто падающих рельефах). — В 80-е хотели «грибки» вообще убрать, потому что они уже тогда выглядели изрядно обветшалыми. На их месте планировалось кафешку построить какую-то. Но в итоге решили, что это, можно сказать, лицо Ялты, и оставили.

Из Сокольников — на набережную

В июле 1959 году в Москве открылась «Американская национальная выставка». За первые две из шести недель работы экспозицию посетили более миллиона человек. Без преувеличения знаковое для хрущевской «оттепели» событие стало важной вехой культурного обмена между американским и советским народами. Месяцем раньше в Нью-Йорке стартовала «Выставка достижений советской науки, техники и культуры». Оба проекта вызвали к жизни существенно потеплевшие на фоне «холодной войны» отношения Советского Союза и Соединенных Штатов, подписавших за год до этого договор о культурном сотрудничестве. Для первой в истории СССР «Американской национальной выставки» отвели территорию площадью семь гектаров. В столичном парке Сокольники создали настоящий выставочный городок из павильонов оригинальной архитектуры, открытых экспозиционных площадок, искусственных водоемов, цветников и малых архитектурных форм. В числе экспонатов оказались новейшие американские сельскохозяйственные машины, автомобили последних марок «Форд» и «Дженерал Моторз» и другие крупные экспонаты. Здесь же возвели одноэтажный жилой дом с полным набором бытовой техники. В Сокольниках многие советские граждане впервые увидели заграничную одежду и косметику. Американские устроители одаривали москвичей значками, яркими пластиковыми пакетами и бесплатно потчивали пепси-колой.

«Грибки» на Американской национальной выставке в Москве. Фото retromap.ru

В трех так называемых пластиковых павильонах проходили выставки образцов американской архитектуры, фотографии и изобразительного искусства и даже показы мод. «Широкое применение пластических масс наглядно показывает большой рост этой новой отрасли промышленности в США», — отмечалось в буклете, который раздавали посетителям выставки. Павильоны расположились между 30-метровым ажурным решетчатым золотистым куполом, созданным архитектором и инженером Ричардом Бакминстером Фуллером, и главным зданием выставки. Они были сконструированы из несимметричных групп больших «зонтиков» со «шляпками» из полупрозрачного стекловолокна: по 46, 24 и 20 зонтиков в каждом из пластиковых тентов. Некоторые из групп впоследствии и стали визитной карточкой Ялты. Сами «зонтики» специально для выставки спроектировали выдающийся американский дизайнер Джордж Нельсон, который там же представил интерьер модели современной квартиры, и профессор Массачусетского технологического университета Альберт Дитц. Длина каждого «зонтика» достигала 6 метров, при этом диаметр «шляпки» составлял 4,8 метра, толщина пластика, армированного стекловолокном, — 1,6 миллиметра, ребер (вроде спиц в настоящем зонтике) — 6 миллиметров. Дитц отмечал, что прочность конструкции в большей степени обеспечивает ее геометрия, нежели сами свойства полимера, из которого она сделана. Примечательно, что до этого устойчивость материала к сильному ветру опробовали на самолетных винтах!

Нельсон на выставке в Москве. Фото hub.org

Спрашивается, а как же зонтики оказались в Ялте? Ответ на этот вопрос, оказалось, знает старейший житель Ялты, в прошлом первый секретарь Ялтинского горкома комсомола, четверть века проработавший зампредседателя по строительству Ялтинского совета курортов Григорий Зайцев. По словам Григория Афанасьевича, в 1960 году он был причастен к ремонтным работам на территории открывшегося за год до этого в Гурзуфе международного молодежного лагеря «Спутник», который впоследствии окрестили «студенческим “Артеком”». В нем отдыхала советская и иностранная молодежь. Сервис в лагере был призван убедить зарубежных гостей в преимуществах социалистического строя и советского образа жизни.

Первые зонтики на ялтинской набережной. Фото 1960 года

— Туда и привезли из Москвы эти «зонтики», — вспоминает Зайцев, в ту пору уже первый секретарь горкома Комсомола. — Их планировали установить на территории лагеря. Однако позже руководство «Спутника», который находился в подчинении у одноименного Бюро международного молодежного туризма ЦК ВЛКСМ, передало их в дар Ялте.

На вопрос, как «зонтики» доставили на Южный берег, Григорий Афанасьевич разводит руками:

— Не знаю. Не помню. Давно это было.

Но, к счастью, помнит, что попали они в Крым «по линии Комсомола». Что, впрочем, весьма логично: представляется вполне уместным украсить лагерь, куда приезжает отдохнуть молодежь из-за рубежа, изделием американских дизайнеров, тем самым подчеркивая дружественный настрой к Западу в целом.

Новая жизнь достопримечательности

— Почему грибки? Да потому что они действительно смотрелись как поганки, как мухоморы какие-то. Американцы явно не учли ялтинского ультрафиолета, — иронизирует директор ялтинской строительно-промышленной компании «Югланс» Владимир Одинцов. — Ялтинское солнце попросту съело материал, из которого эти «грибки» были созданы.

Старые новые «грибки»: конструкции фирмы «Югланс», копирующие предыдущие, устояли перед сильными штормами, что за это время не раз обрушивались на ялтинскую набережную. Фото cit.press

Поэтому в 2003 году ялтинские власти решили творения рук Нельсона и Дитца демонтировать, чтобы на их месте установить их копии. Одинцов согласился со своей высококвалифицированной командой дать новую жизнь одной из визитных карточек города.

— Имея лабораторию художественного металла, лабораторию малых архитектурных форм, имея отделы дизайна и архитектуры, наша фирма взялась за этот проект, — рассказывает Владимир Альбертович. — Необходимо было создать новые зонтики из более стойкого материала. При их создании использовали методы выклейки, армирования и металлоконструкции. Начали с нуля: сделали замеры оригинальных зонтиков — и стали работать.

На вопрос, пользовались ли в работе чертежами Нельсона, которые сегодня хранятся в музее дизайна «Vitra» в Германии, Одинцов искренне удивляется:

— Мы даже не знали об их существовании. У нас просто была задача восстановить то, что было. К счастью, мы справились с моделями. А ведь там супер-геометрия: если миллиметр-два не сойдутся — они уже не будут нести тех конструктивных нагрузок и парусности. К счастью, новые «зонтики» простояли двенадцать лет и устояли перед чудовищными ураганами и штормами, которые не раз обрушивались за это время на Ялту — слава богу, не покосились, не перекривились. И думаю, простоят как минимум раза в два дольше предыдущих. Было бы неплохо, если бы еще местные службы заботились об их чистоте.

Еще новые. Фото с открытки начала 60-х годов XX века
http://crimea.mk.ru

 

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.