23 декабря 2016
Как копать от забора до обеда и при этом не свихнуться? Как вернуться живым с боевых действий? Как победить разъярённого врага, находящегося в религиозном или боевом экстазе, превосходящего физически и в боевом опыте? Вероятно, тут помогли бы психоактивные вещества, пусть даже и запрещённые в обычной жизни. Лайф разобрался, как они облегчали жизнь солдатам прошлого и современным войнам.
Как славяне варягов на грибы подсадили
Когда речь заходит о храбрых до безумства воинах, первым делом в памяти всплывают берсерки-викинги, закусывающие щитами и бегущие на врага с бесстрашием волков. Этот художественный образ сложился в XVIII веке на основе пересказов саг древних скандинавов, и его частенько связывают с психоактивными веществами, которые берсерки якобы принимали. Обычно под источником таких веществ имеют в виду грибы, а именно мухоморы. Кое-кто даже утверждает, что в появлении берсерков замешаны славяне: это они в своё время, ещё до Крещения Руси, показали путешественникам из Скандинавии обряды, в ходе которых местные жители пили настой на мухоморах, вдыхали невыносимо смрадный дым и приходили в неведомое простым смертным состояние сознания.
Под действие образа бешеного грибника попал и писатель Алексей Константинович Толстой. В «Петре Первом» он поясняет: «Слово берсеркиер, или одержимый бешенством, идёт из глубокой древности, от обычая северных людей опьяняться грибом мухомором. Впоследствии, в средние века, берсеркиерами норманнов назывались воины, одержимые бешенством в бою: они сражались без кольчуги, щита и шлема, в одних холщовых рубахах, и были так страшны, что, по преданию, например, двенадцать берсеркиеров, сыновей конунга Канута плавали на отдельном корабле, так как сами норманны боялись их…»
И всё же, видимо, никакой исключительной роли мухоморы в способностях берсерков не играли. По крайней мере до сих пор нет ни одной археологической находки, которая бы указывала на употребление этих — да и других — грибов древними скандинавскими воинами. И кстати, викингам вовсе не обязательно было отправляться в Россию, чтобы обнаружить волшебный гриб. Представители вида Amanita muscaria (мухомор красный) прекрасно живут в Норвегии и соседних с ней странах, и нет оснований предполагать, что тысячу лет назад они там не росли. А мухоморы в своих обрядах использовали не древние славяне, а сибирские шаманы, и было это не до Крещения Руси, а в XVII–XVIII веках. Даже если их традиции уходят корнями в IX–X века, вряд ли викинги и их соседи так запросто могли добраться до сибиряков, да ещё и вернуться домой сколь-нибудь полным составом.
К тому же выяснилось, что первый современный сторонник «мухоморной теории берсерков» психиатр и невролог Говард Фэбинг плохо знал историю. В своей статье 1956 года «О превращении в берсерка с точки зрения нейрохимии» (On Going Berserk: A Neurochemical Inquiry) он более-менее верно указал эффекты от приёма действующих веществ мухоморов, но составил образ берсерка без ссылок на исторические источники. Фэбинг пользовался не первоисточниками, а довольно поздними пересказами скандинавских саг.
Несколько последовательных переводов древних текстов привели к тому, что берсерки Говарда Фэбинга получили желанные для «мухоморной теории» черты. По свидетельствам неких третьих лиц, которые приводит автор статьи, скандинавские воины после приёма грибного отвара начинали скрипеть зубами и дрожать, а цвет их лица менялся. Это действительно характерно для употребивших мухоморы людей, но в дошедших до нас текстах о берсерках такие симптомы нигде не упоминаются. К тому же у главного действующего вещества «волшебных грибов», мусцимола, есть и побочные эффекты: дезориентация, диарея, обильное потоотделение и головокружение. Вряд ли человек в таком состоянии мог эффективно убивать врагов. Хотя с другой стороны ряд этих симптомов действительно мог напугать врага или по крайней мере вызвать отвращение.
Читать полностью: https://life.ru/t/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0/947983/siesh_mienia_narkotiki_na_polie_boia
Один ответ на Как славяне варягов на грибы подсадили