26 июля 2017
Глухая тайга, буреломы, гнус, от которого нет спасения… Здесь, в окрестностях деревни Чиндат Красноярского края пропала 13-летняя Яна Тамочева.
24 июля девочка пошла в лес за ягодами с мамой и тремя старшими сестрами. С самого начала держалась в стороне, а потом и вовсе скрылась из глаз. Родные были уверены: Яна вернется сама. Но дома девочку не обнаружили. Поняв, что с ней стряслась беда, мать побежала в полицию.
— Сегодня в Тюхтетский район отправили 50 сотрудников МУ МВД России «Красноярское» и 10 бойцов из спецотряда «Гром», — говорят в пресс-службе ГУ МВД России по краю. — Всего девочку ищут больше 100 полицейских. К поискам присоединились 25 добровольцев из числа охотников и местных жителей.
Даже поднимали в воздух беспилотник с тепловизорами. Но, увы: пока это ничего не дало. Проверку ЧП провели следователи, заведено уголовное дело, сообщили в пресс-службе ГСУ СК России по краю.
Между тем Яна в тайге уже третьи сутки и две ночи. Что же могло случиться с девочкой? Об этом рассказал «Комсомольской правде» — Красноярск глава администрации чиндатского сельсовета Николай Алин:
— Сама Яна из чулымцев (это коренной малочисленный народ Сибири – прим.ред.). Они испокон веков живут за счет природы: рыба, мясо, ягода, грибы. Вот и пошли по ягоду. Мама и четыре дочки, им 21, 18, 17 и 13 лет. Причем девочка занималась этим неохотно. Ну, кому хочется в 13 лет работать? Поэтому она сторонилась всех. С таким протестом внутренним шла. Но мать все равно приучала их к труду. Отвезешь продашь – выручишь полторы тысячи за 10-литровое ведро. Правда, черника уже отходит, собирали – по ягодке. Потом клюква пойдет.
Вся семья Яны кормилась за счет леса.Фото: Марина МИТРОФАНОВАtrue_kpru
Умеет ли Яна ориентироваться в тайге?
— Лес она знает плохо. Мама – Ольга – показала ей тропочки в бору. Она ходила по ним, и все. Но тропки выходят на дороги. Скорее всего, выбрала не ту. Вместо того чтобы двигаться на запад, свернула на восток. Мы уже нашли ее след – у реки. Это доказывает наши догадки.
А места у нас, знаете, какие? Сотовой связи нет. Живем у черта на куличках. Что есть? Много грязи, а зимой много снега. 30 с лишним лет назад тут горели леса. Так что вокруг гари, буреломы. Проходимость очень тяжелая. Много хвороста и высокая трава. Такая, что беспилотник не «заметил» в ней даже трактора. А поисковиков она вообще скрывает с головой. Так что люди изнашиваются там капитально. Привлекали ли собаку? Конечно! Прыгала-скакала там, сейчас лежит – тяжело ей. Не знаю, отлежится ли, живая ли будет…
Есть ли дикие звери?
Тайга без зверя не бывает. У нас много медведей. Но нападений не было на территории — отходит, боится. На животных набрасывался, на человека нет.
А какая погода?
Плохо, что дожди постоянно. Нет дня, чтобы дождь не прошел. Как по расписанию. Трава мокрая, по ней прошли – она через полчаса обратно встала, и следов не найдешь! А она в этих калошиках.
А тем, кто ищет, дважды плохо. Там, где надо вести поиски, бездорожье. Только на тракторах высокой проходимости можно проехать. Все остальное буксует и не проходит.
Что могло произойти со школьницей?
Мы думаем, она переволновалась. Шла-шла-шла-шла и уперлась в тупик, в буреломы. И, видно, не знает, куда идти. Бредет, куда попало. Может, из-за паники у нее что-то с головой сделалось. Стала немного не в себе. Такое тоже бывает.
Ей очень трудно. В лесу без костра не переночуешь. А там все сырое. Правда, сейчас ночи не очень холодные, градусов 17. Но, увы: спичек у Яны с собой нет. Хотя на ней куртка, платочек, штаны.
Глухая тайга, буреломы, трава выше головы… Фото: Поиск пропавших детей — Красноярск.
Сможет ли она прокормиться в лесу?
Год нынче голодный, ягоды мизер, черники нет, ничего нет. Вот она ходит сейчас по лесу, ей даже поесть нечего. Да и грибов мало. Если есть, все червивые.
Благо, клещей нынче в тайге не много. Но опять же – мошка, гнус. Тяжело ей. Надеемся, продержится. Девочка высокая, физически развитая. Выглядит на 15-17 лет. Лишь бы не упала и не легла. Надо, чтобы она двигалась. Будет двигаться – мы ее найдем.