14 октября 2017
Деревня Никулино — в 70 километрах южнее Владимира, рядом с Гусь-Хрустальным. Лет десять назад тут разорился последний колхоз — с тех пор работы практически нет. Только школа и почта еще держатся. В окрестных селах картина не лучше.
У местных обитателей осталось, считай, последнее дело, которое может принести доход. Народ собирает грибы и ягоды. На «тихую охоту» с мая по октябрь отправляются все, кто вообще может ходить. И школьники, и взрослые, и пенсионеры, которых тут большинство. В лес наведываются буквально каждый день.
А те, у кого есть приработок в городе, на самые грибные недели берут отпуск. О своем промысле здесь рассказывать не любят. Особенно, чужому человеку. То ли сглаза боятся, то ли места ненароком выдать. Долго мне пришлось бродить по селу, чтобы , что местный народ попривык ко мне.
У деревенских заготовителей собранные грибы скупают коммерсанты покрупнее.Фото: Олег АДАМОВИЧ
Ирина Маркина одета в мешковатый вязаный свитер, черные брюки и резиновые сапоги. Она — одна из тех, кто профессионально зарабатывает на грибах.
— Сейчас-то сезон почти подошел к концу, — говорит Ирина. — Но еще пару недель назад на домах висели объявления: продам грибы, куплю грибы. Мы с мужем последнюю партию продали пару дней назад. Наверно, еще раз-другой сходим в лес. Но последнее сбывать не будем, засушим для себя на зиму.
В деревне у каждого есть свои секретные места, которые держатся в строжайшей тайне — от этого напрямую зависят семейные заработки. Нынешний год деревенские считают неудачным. Грибов в лесу было мало, да и цены у заготовителей оказались невысокими. Зато два прошлых удались. За день приносили из леса по 20 кило на человека. Но даже в нынешнем, неурожайном, грибы оказались хорошим подспорьем.
— Мы с мужем выручили около 45 тысяч рублей, — рассказывает моя собеседница. — Мало. В прошлом получилось 75 тысяч. А несколько лет назад больше 100 было. Огромные деньги по нашим меркам.
И то сказать: средняя зарплата во Владимирской области около 15 тысяч рублей.
СКУПЩИКИ КОНКУРИРУЮТ ЗА ГРИБЫ
Деревенские продают собранные грибы заготовителям. Чуть ли не в каждом селе есть скупщики — обычно это такие же местные жители. Каждый сотрудничает со своей конторой.
Бывает, в одной деревне конкурирует сразу 4-5 таких организаций. Конкурируют мирно — хаты не палят, на вилы не сажают. Выигрывает тот, кто предложит максимальную цену. Ему все и несут свою добычу.
— Я заготовкой грибов занимаюсь уже много лет, — говорит Владимир Коробов. — Летом из дома ни ногой: добычу несут чуть ли не круглые сутки. Увидят замок — отнесут конкурентам.
Рядом с избой — большой загон с пластмассовой крышей. Разноцветные ящики сложены штабелями — в них перекладывают собранные грибы. Рядом с ящиками — электронные весы. Сейчас у Владимира только два лотка с лисичками, по килограмму в каждом — октябрь, леса пустеют.
Цены на грибы меняются каждую неделю. Все зависит от спроса в Европе — туда уходит 70% наших белых и лисичек. У разных стран свои причуды. Прибалты, немцы и поляки грибы покупают сразу же в июне, как только начинается сезон. А вот французы почему-то затовариваться только в сентябре начинают. Отчего так происходит, во владимирской деревне не знают.
Вот как закупочные цены за кило лисичек прыгали за годФото: Дмитрий ПОЛУХИН
Вот как закупочные цены за кило лисичек прыгали в течение года:
июнь — 350
июль — 230
август — 165
сентябрь — лисичек не было
октябрь — 120
цены указаны в рублях.
Белые примерно в два раза дороже лисичек — бывает, что за килограмм 500 рублей дают. Опята, маслята, рыжики идут на засолку. Их покупают по 40-50 рублей за кило, поэтому деревенские этими сортами мало занимаются. А подосиновики и подберезовики вообще в торговле не участвуют.
ХОТЬ В МОСКВУ, ХОТЬ В ЕВРОПУ
Дальше у деревенских заготовителей собранные грибы скупают компании покрупнее. К делу они подходят с промышленным размахом.
— У меня десятки деревень, где происходит скупка, — рассказал «КП» один из крупных грибных коммерсантов Иван (настоящего имени-фамилии просил не указывать). — Каждый день села объезжает грузовик, собирающий товар. В урожайное время из одной деревни можно за раз до полутонны забрать.
У Ивана есть здоровенный рефрижератор. Собранные грибы охлаждаются в нем до 3-4 градусов. Так они могут пролежать 5-7 дней.
— Проблема грибного бизнеса в том, что у тебя есть считанные дни, пока белые и лисички сохраняют товарный вид. Надо все делать очень быстро. Когда у меня собирается 5-7 тонн грибов, я отправляю их в машине-рефрижераторе дальше. Либо в распределительный пункт у Москвы, откуда грибы расходятся по торговым сетям, либо сразу в Европу, — рассказал Иван.
Крупной скупкой обычно занимаются либо местные коммерсанты, либо бизнесмены из Прибалтики. Так исторически повелось. Южных граждан, которые держат торговлю овощами по всей стране, в этом бизнесе практически нет. Мой собеседник родом из Гусь-Хрустального. По его словам, сами деревенские скупкой и прямыми продажами в Москву не занимаются. Разве что на рынок иногда сходят. А так — все через скупщиков делают.
— А почему сами деревенские не приберут дело к своим рукам. Такие, как вы, не е пускают?
— Да не в этом дело, – объясняет Иван. – Это настоящий бизнес со своими рисками. Тебе нужен холодильник, грузовик, люди, которые будут перебирать товар. Одна (или даже десять) деревень не обеспечат такое количество грибов, чтобы быстро загрузить целую фуру-рефрижератор. Бывают неурожайные месяцы, когда остаться на плаву очень сложно — работаешь чуть ли не себе в убыток. И еще: весь бизнес держится на связях. Я в любой момент могу найти покупателя для целой машины грибов. Если надо, найду, где в соседних регионах купить грибы, когда у нас неурожай.
НАКРУТКА — 1200%
Перекочевывая из полиэтиленового пакета (в лукошки промысловики не собирают) в рефрижератор, грибы габирают в цене. Если в Никулино лисички скупают по 170 рублей за кило, то на рынке в Гусь-Хрустальном (6 км) они стоят уже по 450.
— Сама вчера эти грибы собрала, — привычно «втирает» продавщица тетя Лена.
— Да ладно — они у вас в три раза дороже, чем у деревенских!
— Ну и что? В село еще ехать надо, бензин жечь, искать, у кого эти грибы есть. А тут вот они — готовенькие. Берите…
Какие грибы импортируем мыФото: Дмитрий ПОЛУХИН
Ну да, за сервис и удобство надо платить. Не хочешь — или в лес. Там вообще задаром.
Чем ближе к Москве, тем цены на свежие грибы выше. На рынке во Владимире — 600 рублей за кило лисичек. В Покрове (90 км от Москвы) — уже 1000. В самой столице — 1500.
Когда знаешь, сколько стоят грибы в начале ценовой цепочки, то понимаешь, что перекупщики занимаются чистым грабежом. Накрутка — 1000%!
Замороженные грибы в магазине, конечно, дешевле. Но это уже не то.
Доставку свежих лисичек по дешевке можно заказать через интернет. Всего 350 рублей за кило! Но брать надо сразу 15 кг. Куда их столько потом девать — долго лежать они не могут.
А знаете, почему две трети наших дикорастущих грибов уходит в Европу? Потому что это настоящее золотое дно! Бабушки с рынка нервно курят в сторонке. Если скупщик продает грибы напрямую в Германию, то немецкий завод платит ему уже по 2000 рублей за кило лисичек. Накрутка — в 12 раз.
Европейское предприятие перебирает все грибы, раскладывает по сортам, отмывает и фасует. После этой нехитрой процедуры 300 грамм лисичек на магазинной полке стоят 21 евро. Это 4300 рублей за кило. Уже в 35 раз дороже, чем во владимирской деревне.
Да этот бизнес, оказывается, выгоднее, чем торговля нефтью, оружием и наркотиками.
ПОКУПАЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОДАЕМ
Объем рынка диких грибов в России оценить крайне сложно, так как никто перед государством не отчитывается и налогов не платит. По некоторым оценкам, в России продается за год 15 тысяч тонн грибов из леса. В несколько раз больше люди собирают для себя.
Еще около 30 тысяч тонн белых и лисичек мы продаем на Запад. Но за европейского покупателя нам еще приходится побороться. Белорусские, украинские и литовские грибники тоже не сидят без дела.
Из-за этого, кстати, цены и скачут. В 2016 году в Белоруссии был адский неурожай — цены и выросли. В этом году у нас почти пусто, а у соседей густо. Закупочные цены опустились. Ситуация в соседнем государстве сильнее влияет на цены — все-таки ближе к Западу.
Интересно, что Россия ввозит грибов гораздо больше, чем продает. За год мы покупаем 120 тысяч тонн!
Какие грибы импортирует Россия:
61% — шампиньоны
16% — опята
12% — вешенки
6% — грузди
4% — маслята
1% — шиитаке
Министр сельского хозяйства Александр Ткачев даже высказался по поводу грибного импорта:
— Хочу с грустью констатировать, что России, где, как принято говорить, грибов, как грязи, импортирует их на два миллиарда долларов. А импортируем, потому что нет промышленной основы, промышленного производства. Грибы потребляют и собирают местные жители: съели, закрутили и забыли. А для больших городов, для промышленных центров России, конечно, нужна промышленная основа, высокие технологии, естественно: качество, хранение и так далее.
ВЗГЛЯД С ШЕСТОГО ЭТАЖА
Российская глубинка уже не первый год живет натуральным хозяйством. Летом выручают грибы. Когда грибов мало, идут за ягодами. Просто черника-брусника в несколько раз дешевле грибов — поэтому ими занимаются во вторую очередь.
Зимой сельские жители собирают шишки. Весной срезают молодые побеги. Это идет в аптечные целебные сборы.
В начале 2017 года появилась информация, что губернатор Владимирской области Светлана Орлова предложила ввести налог на грибы. Минсельхоз ее поначалу даже поддержал. Но потом чиновники отказались от идеи — отчасти из-за народного недовольства, отчасти из-за сложности контроля. Ну как уследишь за грибниками?
И хорошо, что у нас хотя бы грибы и ягоды налогами не облагаются. Людям, которые не могут найти нормальную работу, все же какое-то подспорье.