23 апреля 2018
В то время как защитники природы Ида-Вирумаа прилагают изрядные усилия, чтобы остановить вырубки в ”имиджевом” сосновом лесу Нарва-Йыэсуу, являющемся не менее важным элементом образа приморского городка, чем самый длинный в Эстонии пляж, наш читатель уверен, что проблема вырубок носит республиканский масштаб, хотя и проявляется ярче всего на Северо-Востоке.
”Нигде я не видел такого количества вырубок как в Эстонии”
”В Ида-Вирумаа, наверное, каждый, глядя на множество вырубок, задается вопросами, пишет читатель Delfi, приводя в пример самые напрашивающиеся и жесткие. — Неужели это позволительно? Когда у ответственных за это людей проснется совесть? Неужели наше государство настолько коррумпировано, что готово так идиотски растрачивать свои богатства?
Нигде я не видел такого количества вырубок как в Эстонии, в Ида–Вирумаа, в частности!
Мне приходится иногда ездить по соседним странам. Нигде я не видел такого количества вырубок как в Эстонии, в Ида–Вирумаа, в частности! Даже в ”сильно коррумпированной” России я не встретил ни одной вырубки, проехав 1500 км!
Я, конечно, понимаю, что у каждого дерева есть свой возраст, при достижении которого его можно спилить. А на месте срубленного леса можно посадить новый, который вырастет примерно через 80 лет. Но вряд ли я доживу до этого времени. В нашем законодательстве сказано, что каждый имеет право на то, чтобы гулять по государственному лесу, собирать грибы, ягоды… Но гулять-то уже негде!
Почти все грибные места превратились в вырубки. Почему я, гражданин Эстонии, должен довольствоваться лесом, который вырастет только через 80 лет? Государство заботится о лесе настолько сильно, что не разрешает простым жителям собирать валежник бесплатно! Даже в России это теперь разрешено! Однако у нас вырубать тысячи гектаров ради ”общего” блага, видимо, приветствуется.
В 90-е годы лес воровали бандиты. Но даже они работали аккуратнее. Если пилили, то подальше от дорог, чтобы никто не знал, не видел. Сейчас же в глубине леса пилить уже практически нечего. Если посмотреть со спутника, лес похож на шахматную доску: истребленные квадраты чередуются с еще сохранившимися. Хоть бы постыдились людей! Ну оставь ты полосу вдоль дороги нетронутой! Кому нравится смотреть на пни?!Куда идут деньги от вырубки столь большого количества гектаров? На мостики на болотах и несколько туристических тропинок? Почему в Эстонии до сих пор не построен забор вдоль дорог, защищающий диких животных от попадания под колеса? Сколько людей разбивает свои машины и даже умирает из-за выбегающих на дорогу лосей!
Проезжая через всю Литву, не заметил ни одной вырубки, однако везде по обе стороны дороги стоят заборы! Неужели Литва настолько богаче Эстонии, что может себе позволить такую роскошь, а мы — нет?
По бумагам все красиво получается: якобы хозяйственный лес мы имеем право рубить под корень. И что же нашему поколению остается? Довольствоваться тропинками на болотах, построенными РМК? Интересно, в Финляндии тоже весь хозяйственный лес спиливается? А много ли там хозяйственного леса вообще, если вырубок практически нет?
Просто попробуйте проехать от Йыхви до Тойла. Это один из самых популярных маршрутов в Ида-Вирумаа, причем не только среди жителей Эстонии, но и многочисленных туристов из других стран. Какое впечатление остается у них от нашей ”богатой” лесами Эстонии? На расстоянии всего трех километров от шоссе Нарва-Таллинн до Тойла можно насчитать семь огромных вырубок только вдоль дороги, и я уже молчу о том, что творится в глубине так называемого леса.
Не думаю, что сотрудники RMK остановятся. По бумагам у них все сходится. За все заплачено и на все найдется оправдание. А значит — все можно…”
Может быть, лес в Эстонии надо спасать именно так, как это делают в Нарва-Йыэсуу?
О проблеме вырубок в Эстонии, в Ида-Вирумаа, которые многие считают чрезмерными, в последнее время неоднократно высказывались не только общественные деятели, но и политики, местного и государственного масштаба. Между тем, всплеск интереса к этой теме, которая стала акутуальной не вчера — грибники Северо-Востока уже несколько лет говорят, что давно знакомые лесные угодья исчезают чрезвычайно быстро — был вызван общественным движением в защиту леса у приморского городка Нарва-Йыэсуу.
Все началось с публикаций в прессе писем возмущенных вырубками неравнодушных жителей Ида-Вирумаа, а месяц назад в Нарва-Йыэсуу прошло большое собрание по данной теме, в котором приняли участие и жители, и местные власти, в том числе нарвские, и представители RMK (Центр управления государственными лесами), и, например, лектор по ботанике и микологии из Таллиннского университета Тыну Плоомпуу.
В качестве одного из ключевых доводов, который приводят защитники леса Нарва-Йыэсуу, звучит то, что вырубки могут разрушить, уже разрушают классический образ курортного города, который формирует не только самый протяженный в Эстонии пляж, но и сосновый лес, а соответственно — могут отпугнуть туристов, ударить по доходам местного бизнеса, города и государства.
На том собрании происходил активный сбор подписей под обращением к властям Нарва-Йыэсуу с призывом остановить вырубки, взять лес под охрану, и он продолжается до сих пор, при том, что мэр города Максим Ильин еще тогда солидаризировался с горожанами, пообещав, что власти сделают все возможное для спасения леса, но также подчеркнув, что местные власти вырубки ни в государственных, ни в частных лесах не согласовывают, а потому их возможности влиять на ситуацию ограничены.
В то же время общественности сообщили, что государственным Департаментом охраны окружающей среды решается вопрос о взятии под охрану двух участков леса в окрестностях Нарва-Йыэсуу — 83 гектара и 100 гектаров, где, к слову сказать, в основном растут елки и березы, а не имиджевые сосны. Важно подчеркнуть, что установлением охранной зоны занимается именно государственный департамент, министерство окружающей среды, а RMK таких полномочий не имеет.
Лесничий Ида-Вирумасского лесничества Алар Сюда подчеркивал, что большая часть леса под Нарва-Йыэсуу находится в частных руках, а государство, соответственно, остановить вырубки на этих территориях не имеет возможности, а по поводу гослеса говорил, что, в конце концов, объем вырубок устанавливает политическое руководство республики, планирую в бюджете государства доходы от продажи древесины.
Очевидно, что только широкое общественное движение, активность избирателей, может остановить чрезмерные вырубки эстонского леса и частный случай Нарва-Йыэсуу это доказывает.
В пятницу мэр Нарва-Йыэсуу Максим Ильин сообщил Delfi, что RMK принял решение продлить мораторий на вырубки в окрестностях приморского уже не на два года, о чем шла речь на собрании, а на три. За этот период Нарва-Йыэсуу, слившийся в результате административной реформы с волостью Вайвара, планирует сделать новую общую детальную планировку, в рамках которой в сотрудничестве с госвластями планируется установить обширные охранные зоны в лесах Нарва-Йыэсуу. Работа над новой планировкой начнется в июле-августе. В то же время, рассказывает Ильин, уже сейчас идут переговоры с Министерством окружающей среды о возможности взятия под охрану полосы леса вдоль всего города.
Мэр Нарва-Йыэсуу уверен, что положительному развитию ситуации способствовала активность общественности. Очевидно, что от людей многое, возможно все, зависит и в деле спасения леса в масштабах Эстонии.
Эстония