30 мая 2018
Фото: Виталий Невар / ТАСС
«Хочешь быть с деньгами — займись грибами!» — был такой рекламный призыв-слоган лет пятнадцать назад.
Адресовался он тем отчаянным гражданам России, кто решился бы стать профессиональным грибоводом. Рисковых набралось немало. Но сам риск оказался неоправданным.
Строительство предприятий по выращиванию вешенки обходится значительно дешевле шампиньонных цехов. Вешенские проекты могут измеряться десятками миллионов рублей, в то время как инвестиционный портфель шампиньонов составляет несколько миллиардов.
Как после дождя
На первом этапе новоиспеченным грибоводам пришлось привлекать кредиты. На втором, третьем и последующих требовались займы для пополнения оборотных средств. Затраты отражались на цене конечной продукции. Отечественные шампиньоны и вешенки получались откровенно дорогими.
Помогли импортеры, заполнившие этими грибами (по вполне приемлемым ценам) торговые прилавки и рестораны. Конкуренции с ними российские предприниматели средней руки не выдержали и покинули грибную «поляну».
Но почти неожиданно активизировались крупные тепличные хозяйства. На базе одного из них, в Подмосковье, была создана грибная компания «Кашира». Под Петербургом, в агрофирме «Приневское», построили первый на Северо-Западе шампиньонный завод. Эти два предприятия довольно долго оставались ведущими производителями грибов в России. Подмосковье выдавало на-гора 2,5 тыс. тонн продукции, наше «Приневское» — 1,2 тыс. тонн.
Переломным моментом в отрасли стал 2015 год — первый год после введения Россией продовольственного эмбарго. Тогда на грибном рынке произошел всплеск инвестиций. И уже в прошлом году в эксплуатацию были введены такие крупные предприятия, как «Грибная радуга» в Курской области, «Зеленая линия» и «Русский гриб» в Краснодарском крае. Началась реализация стартапов в Московской, Калужской, Нижегородской областях, в Татарстане…
Финансовым подспорьем всех этих движений был частный капитал, государство оставалось сторонним наблюдателем. Только летом прошлого года Минсельхоз объявил о необходимости включить выращивание грибов в государственную программу развития сельского хозяйства. Появился даже проект постановления правительства, в пояснительной записке к которому, в частности, говорилось: «В целях наращивания производства свежих культивируемых грибов и обеспечения импортозамещения предлагается в рамках правил уточнить определение тепличного комплекса».
Как оказалось, это очень важный момент. Дело в том, что официально под «тепличными комплексами» подразумеваются сооружения для круглогодичного производства исключительно овощей в защищенном грунте. Минсельхоз предлагал дополнить это определение строениями, «предназначенными для круглогодичного промышленного производства культивируемых грибов, в том числе компоста для их выращивания».
Стань проект официальным постановлением, грибоводы могли бы рассчитывать на возмещение из госбюджета 20% капитальных затрат (для Дальнего Востока — 25%), на которое имеют право инвесторы в тепличную отрасль.
Но проект завис. Хотя грибы продолжают расти.
На чужом компосте
Нынешней весной Минсельхоз собрал представителей отрасли на Первую всероссийскую грибную конференцию. Там подвели общий итог работы за прошлый год.
Оказалось, что культивируемых грибов в 2017-м собрали 16 тысяч тонн, что на 66,2% превысило показатели предыдущего года.
В планах на 2018-й — достичь показателя 38 тыс. тонн. А по оценкам компании «Интерагро», обеспечивающей грибоводов России современной техникой и прогрессивными технологиями, отрасль в нынешнем году способна совершить и более существенный рывок — произвести 60 тыс. тонн грибов.
Но какими бы ни были рывки, уровень самообеспеченности России грибами собственного производства пока едва дотягивает до 10%. Страна утопает в импорте — по оценкам экспертов, ежегодно за рубежом приходится закупать в среднем 100 тысяч тонн культивируемых грибов. Даже продовольственное эмбарго не вывело страну из этой зависимости. Просто импорт грибов из одних стран заменили импортом из других.
Три последних года их главным поставщиком считается Белоруссия, чья доля после введения эмбарго выросла в шесть раз. Эксперты же настаивают: это реэкспорт из стран Европы, в первую очередь из Польши. Ведь фактов, свидетельствующих о резком росте грибного производства в Белоруссии, нет.
Немалая доля импортных грибов в нашей торговле родом из Китая. Хотя теперь везут грибы и из экзотических стран. Например, из Кот-д,Ивуара, более известного как поставщик какао и кофе, из Марокко, более знаменитого на нашем рынке своими мандаринами и помидорками-черри.
На грибной импорт наша страна тратит немалую сумму — более 400 миллионов долларов (!) в год. Покупая не только конечную продукцию, но и компост для ее выращивания.
Именно на нем и завязано практически все производство «культурных» грибов. Подготовка субстрата, например для шампиньонов, — это фазы выверенных процедур.
Сначала готовится смесь из соломы, навоза и мела. Ее увлажняют и укладывают в бурты для ферментации. Затем компост нагревают и кондиционируют, чтобы избавиться от патогенных микроорганизмов, насекомых и остатков аммиака. Потом субстрат распределяют по камерам, предварительно обработанным паром, и засевают мицелием — нитевидными ростками грибницы.
Для выращивания вешенки готовится менее плотный субстрат из соломы и лузги подсолнечника, который пакуют в мешки и располагают их вертикально — этот гриб предпочитает расти вот на такой вертикальной основе.
Солома, навоз, лузга… Казалось бы — чего проще, доступное сырье. Однако, по оценкам экспертов, страна ежегодно импортирует от 20 тыс. тонн компоста. Удовольствие это дорогое — из-за таможенной очистки и транспортировки. В результате доля навоза в структуре себестоимости российских грибов составляет 65 — 70%, хотя не должна превышать 25 — 30%.
В ассоциации «Теплицы России», разрабатывая концепцию развития российского грибоводства на период с 2015-го по 2020 год, рассчитали: за пятилетку нужно построить 15 новых заводов по производству компоста для шампиньонов суммарной мощностью 360 тыс. тонн в год и 17 аналогичных предприятий для вешенки мощностью 110 тыс. тонн.
Время показало, что работать на собственном компосте могут только крупные предприятия. Именно поэтому агрофирма «Выборжец» — крупнейший производитель овощей в Ленинградской области — возведение своего завода по выращиванию шампиньонов начала со строительства компостного цеха.
Кстати, планируемая грибная мощность нового предприятия под Петербургом — 10 тыс. тонн грибов в год. Первую очередь предполагается завершить уже в этом году, вторую — в следующем. Общий объем инвестиций — 4 млрд рублей.
Вешенка в аутсайдерах
Главный культивируемый гриб в России, да и по всему миру, — шампиньон. Вешенка — далеко в отстающих. Производят их примерно в таком соотношении: 1,2 тыс. тонн шампиньонов: 200 тонн вешенки.
Массовый потребитель не знает вешенку. Часто его к тому же не устраивает качество гриба на полке магазина и при этом высокая его стоимость. Хотя с точки зрения полезности гриб этот высокоценный. Современная медицина обращает внимание на его «антихолестериновые» и «антибиотические» свойства, а мастера кулинарии отмечают особый вкус и этих грибов.
Импорта вешенки на нашем рынке нет. Гриб этот для транспортировки слишком нежный, перевозить его на дальние расстояния невыгодно. В Ленобласти им занимаются два небольших предприятия и одно фермерское хозяйство. Пару лет назад довольно громкие заявления о желании заняться вешенкой сделали руководители крупных компаний, напрямую с тепличным хозяйством не связанные, но положившие глаз на земли Лужского и Гатчинского районов. Там и хотели открыть новые производства.
План вложить 120 миллионов собственных и заемных средств в строительство цеха по производству вешенки анонсировал и главный грибовод региона, то же «Приневское». С намеченными объемами 500 — 600 тонн продукции в год.
Однако благие порывы столкнулись с предупреждением экспертов, заглянувших в недалекое будущее и нарисовавших перспективу: если в регионе будут реализованы все проекты по выращиванию вешенок, на рынке возникнет перепроизводство. Те 200 тонн, которые уже выращиваются, закрывают потребности регионального рынка на 90%. Из других регионов по отлаженной цепочке поставок завозится еще 150 тонн. И этого пока достаточно.
Возможно, потребление вешенки может вырасти. Но для этого производители должны вкладывать немалые средства в продвижение продукции и каким-то образом поучаствовать в «насаждении» культуры потребления этого грибочка.
Безусловная отрада грибоводов в последние три года: всем им, даже небольшим хозяйствам, стало значительно проще попасть в торговые сети. Интерес ретейлеров к отечественной продукции связан с тем, что партии товаров из-за рубежа периодически арестовывают и уничтожают. Поэтому уважающая себя торговая сеть предпочитает обращаться к местным производителям, которые могут обеспечить гарантированные поставки.
Материал был опубликован в газете под № 095 (6204) от 30.05.2018 под заголовком «Грибная поляна».
Татьяна Марьина
https://spbvedomosti.ru/news/ekonomika/gribnaya_polyana8040/