24 июля 2018
Благодаря современным методикам спасатели находят практически всех, кто потерялся в лесах Подмосковья. О том, как родителям не поддаваться панике, если ребенок заблудился, и как научить детей сохранять спокойствие в этой ситуации, корреспонденту «Подмосковье сегодня» рассказала официальный представитель Ассоциации психологов Подмосковья в Дмитрове Инесса Гергокова.
ПОЗОВИ МЕНЯ ГРОМКО ПО ИМЕНИ
Если вы берете с собой на прогулку в лес малыша, первым делом спросите у него, знает ли он имена родителей, помнит ли телефон мамы или папы и свой домашний адрес? Эта информация сильно облегчит поиск родственников «потеряшки». Еще один номер, который ребенок должен знать наизусть – 112.
– Устраивайте иногда ребенку игровые экзамены, где он должен вам позвонить с домашнего телефона на мобильный или назвать свой адрес, – советует Инесса Гергокова.
Есть два общих правила поведения для ребенка, который потерялся. Во-первых, нельзя никуда убегать или уезжать. «Потеряшке» надо объяснить, что он должен оставаться на месте там, где он заблудился, – так его проще будет найти. Во-вторых, если ваш сын или дочь потерялись в городе, они должны хорошо представлять, у кого можно попросить помощи – у взрослых в форме (полицейские, охранники, продавцы в магазине) или у женщин с детьми. Нельзя доверять чужим людям и особенно – уходить с ними.
– Если ребенок потерял родителей в общественном месте, ему нужно остановиться, оглядеться, вдруг взрослый рядом, и громко его позвать, – говорит Гергокова. – Многие дети стыдятся или боятся кричать в людном месте. Но надо объяснить ребенку, что в таком случае это можно и нужно делать!
ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА КУКЛАХ
Если ваш ребенок отправляется с вами в лес, проконтролируйте сбор вещей: положите в рюкзак заряженный мобильный телефон, бутылочку воды, шоколадку или печенье, свисток, визитку с адресом и телефоном одного из родителей.
Объясните ребенку, что запасы воды и еды не нужно съедать сразу, а телефон не надо разряжать играми.
– Если малыш понял, что потерялся в лесу, ему нужно остановиться, позвать родителей и прислушаться, нет ли ответа, – отмечает психолог. – Чтобы не тратить силы и не потерять голос, ребенок может воспользоваться свистком. Очень важно объяснить детям, что ни в коем случае нельзя подходить близко к водоемам, как бы им ни хотелось пить. Без взрослого к воде подходить нельзя!
Еще одно важное правило – в лесу нельзя спать. Если ребенок уснул, то докричаться до него будет практически невозможно. Также нельзя есть в лесу грибы или ягоды, подходить к диким животным и особенно к их детенышам.
– Если вы расскажете ребенку об этих правилах всего один раз, скорее всего, он их забудет, – говорит Гергокова. – Эти правила и алгоритм действий можно проигрывать на куклах, рассказывать сказки и обсуждать с ребенком, задавая ему вопросы: «Как думаешь, что должен сделать мальчик из сказки, если потерялся?», «Что сделать собачке, если она не видит маму?» Таким образом вы закрепите основные правила поведения в данной ситуации.
В АКТИВНОМ ПОИСКЕ
Если потерявшийся ребенок начнет паниковать, он может начать убегать или, наоборот, решит спрятаться в укромном месте, чтобы его никто не нашел. Родителям важно дать понять детям, что не стоит бояться: вы обязательно будете его искать и сделаете для этого все возможное. Если ребенок будет уверен в том, что его непременно найдут, это придаст ему сил. Проигрывая и объясняя правила поведения в таких ситуациях, вам нужно постараться донести, что теряются не только дети, но и взрослые. И когда потерявшегося человека находят, его никто не ругает. Скажите, что пока ваш малыш ждет взрослых, он может петь песни, читать стихи, рассказывать сказки, вспоминать таблицу умножения – эти действия не дадут закрасться страшным мыслям.
– Если дети будут уверены, что вы их любите, они будут менее испуганы, менее склонны к панике и будут стараться быть найденными, – подчеркивает психолог. – Опять же, проигрывая ситуации с игрушками, ребенку можно задавать вопросы: «Как чувствовала себя мама потерявшегося мальчика?», «Что сделал папа, когда нашел сына?». Объясните детям, что родители сразу же начнут искать и звать потерявшегося малыша. При этом знакомых мамы и папы, а также и помощников (волонтеров) ребенок может не знать, но ему все равно надо прислушиваться к их голосам, чтобы отозваться. Также важно подавать сигналы: можно кричать, дуть в свисток, бить палкой по дереву и пытаться привлечь внимание взрослых.
Марина Курносова