Дикие нравы. Животные стали чаще выходить из леса

25 июня 2019

  Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 25 19/06/2019

Охотовед рассказал, почему так происходит, а также о шуме, мусоре и генетическом зове.

 Александр Карстен: «Сейчас в общество охотников приходят в основном мужчины после 40 лет». © / Александр Карстен / Из личного архива

Пугающие деревенских жителей медведи, дикие лисы, сбитые машинами лоси – это далеко не полная хроника происшествий с лесными животными в 2019 году.

Сегодня не нужно идти в тайгу, чтобы нарваться на дикого зверя. Охотовед Александр Карстен рассказал корреспонденту «АиФ в Кузбассе», при каких обстоятельствах кузбассовцы могут избежать встречи со зверем, а когда столкновение неизбежно.

Выгоняют лесорубы и угольщики

Анна Иванова, «АиФ в Кузбассе»: Судя по новостям, дикие животные стали чаще выходить из леса и тянуться к человеку. Почему это происходит?

Александр Карстен: Животные всегда выходили из леса к людям, и я бы не сказал, что это стало чаще происходить. Причины разные. Во-первых, в каких-то районах были исконные места перехода животных, они остались в памяти, и частенько зверь выходит в населённый пункт. По этой причине каждую весну забредают к людям лоси. Во-вторых, животных привлекают помойки у городов и деревень, в большей степени – лис. Они привыкают, адаптируются к шуму автомобилей.

Медведи тоже нередко идут на свалки в поисках еды. Их численность в Кузбассе увеличилась: из-за пожаров в соседних регионах – Туве, Хакасии, Красноярске животные мигрируют к нам. А тут свой медведь – надо отметить, это территориальное животное. Пока «гость» шёл в Кузбасс, он ослаб, а встретился с нашим – местный мишка прогнал его, вот он и оказался вблизи населённого пункта.

  Медведи приходят в Кузбасс из соседних регионов. Фото: Из личного архива/ Александр Карстен

Ещё одна причина, почему звери становятся ближе, связана с деятельностью самого человека: люди пошумели в тайге при заготовке леса, построили дороги в генетически родных зверю местах. Добыча угля также съедает территорию, где испокон веков обитают дикие животные, и выдавливает их оттуда.

– С начала 2019 г. на трассах Кузбасса зарегистрировано семь аварий с участием крупных диких животных – лосей и косуль. Как можно уберечь и автомобилистов, и сохатых от таких встреч?

– Что лось, что медведь – сумеречные животные. Поэтому столкновения происходят, как правило, в тёмное время суток. Животное настолько адаптировано к местности, что будет стоять в кустах – не увидишь. А водитель не ожидает того, что резкий прыжок может произойти в любую секунду. Автомобилисту невозможно предугадать и успеть среагировать. Наверно, от таких встреч могли бы спасти ограждения вдоль дорог, но тогда нужно организовывать пути безопасного перехода зверей. Знаю, что в Германии вдоль трасс натянута высокая сетка и под дорогой есть миграционные пути, чтобы животные могли переходить. Звери выходят из леса, как правило, рано утром и вечером в сумерках.

С начала года на кузбасских трассах сбили семь крупных диких животных

Охотников стало мало

– Лисы нынче так расплодились, что в начале июня их по распоряжению департамента охраны объектов животного мира целенаправленно начали отстреливать. Чем они помешали?

– Лисы чаще всего страдают бешенством. Другие звери менее подвержен­ы этой болезн­и. Лиса – больше, потому что является чистильщиком леса: доедает павших животных, которые могут быть заражёнными, – так распространяется эпидемия бешенства. У бешеных животных пропадает чувство самосохранения – идут напропалую, могут собаку покусать, на человека броситься.

На данный момент наблюдается пик численности лисиц в кузбасских лесах, это отмечают и охотники. Естественных врагов у них здесь нет: обычно волк не терпит соседства с лисицей, выдавливает её, но волков у нас в Кузбассе мало. Также зверь стал мало интересен охотникам. В советское время шкуры ценились, были востребованы, а сейчас пришла китайская мода – все ходят в пуховиках и в вязаных шапочках. Полагаю, чтобы регулировать численность лис, властям нужно выдавать поощрения охотникам.

– Только ли охотников на лис стало меньше? Ружьё купи и зарегистрируй, лицензию, инвентарь, одежду приобрети – дорогое увлечение получается. Кому сегодня охота по карману?

– Согласен, сейчас дорого заниматься охотой. Боеприпасы, продукты, бензин стали дорогими. Чтобы горожанину съездить на охоту, нужно заправить машину минимум на тысячу рублей. Путёвка стоит тысячу руб. Она выдаётся на весь сезон, это разрешение на право добычи таких диких животных, как утка, заяц, лисица, рябчик.

Не так уж дорого, но тоже расходы. Раз в пять лет нужно регистрировать оружие – отнести в полицию на осмотр, показать домашний сейф полицейским. Надо пройти медкомиссию – с работы отпрашиваться или во время отпуска. Много и финансовых, и временных затрат.

Видимо, поэтому сейчас в общество охотников приходят в основном мужчины после 40 лет. Молодёжь можно пересчитать по пальцам. Полагаю, это, прежде всего, связано с материальной обеспеченностью: дети уже повзрослели, свободного времени становится больше, и человек может себе позволить какие-то материальные «излишества». Мужики «за сорок» ездят на коллективную утиную охоту, как на праздник: они в кои-то веки вырвались из семьи, чтобы спокойно посидеть, поболтать у костра. Абсолютно нет разницы, кто он по профессии – бизнесмен, металлург или шахтёр.

Штраф за браконьерство составляет от 500 до 4 000 рублей. Но за самца соболя (на фото) придется заплатить 18 000 рублей, а за самку — 25 000 рублей. А убийство самки лося обойдется уже в 180 000 рублей.

«Для них сезон всегда открыт».

Почему охотники становятся браконьерами 

Сегодня охота– это просто крик души горожанина, который хочет вырваться из «скворечников» на природу, откликнуться на генетический зов добытчика. Каждый человек ловит кайф по-своему: кто-то гонками увлекается, кто-то в карты играет. Мне, например, нравится медвежья охота: когда чувствуешь, что хищник приближается, адреналин кипит.

Как выжить в тайге

– В последние годы туристы жалуются, что медведи стали приходить на стоянки. В прошлом году сама оказалась в такой ситуации: утром на дереве рядом с нашим лагерем мы заметили медведя. Развели костёр посильнее, быстро собрали вещи, покидали их в лодки и уплыли. Правильно поступили?

– Совершенно верно: надо шуметь, костёр разводить. Возьмите туристическую колонку, включайте музыку, пойте песни. Вы зашли в лес и должны оповестить о себе, чтобы зверь понял, что здесь человек. Возьмите мази от комаров. Медведь почувствует неестественный запах, поймёт, что человек рядом. Если по грибы пошли, перекрикивайтесь периодически, разговаривайте громко. Вас зверь услышит – сам отойдёт. Он боится нас точно так же, как и мы его.

В вашем случае был молодой пестун. Он любопытный, ему всё интересно, он за вами наблюдал. Не чувствовал, что вы пища. Многие походники оставляют после себя остатки пищи, мусор, и, возможно, он уже привык и не в первый раз приходит сюда полакомиться. Обожгите в костре баночки, закопайте, тогда зверь не будет тянуться к туристической стоянке. Медведь в кузбасском селе пытался напасть на коров.

Бежать, лезть на дерево, плыть – всё бесполезно?

– Бежать – ни в коем случае! У зверя сработает инстинкт охотника, он начнёт преследовать вас. Бывали случаи, когда рыбаки натыкались на берегу на медведя. И вода спасала – на лодке от него можно уйти. Хотя медведь прекрасно себя чувствует и на суше, и в воде, однако скорость его движения в воде ограниченна. Поэтому уплывали от него не только на моторных лодках, но и на вёсельных.

– В деревнях часто рассказывают, что кто-то не вернулся из тайги, потому что его загрыз медведь. Люди часто становятся жертвами хищников?

– Это сказки. Случается, человек заблудился и не вышел из леса. Бывает, дедушка или бабушка ушли в лес и не вернулись – стало плохо с сердцем. Такие ситуации нередки. Но чтобы именно зверь напал на человека – за 15 лет своей работы таких случаев не припоминаю. В лес за черемшой отправились пятеро местных жителей. В Крапивинском районе ищут пропавшую без вести пенсионерку

– На днях пенсионерка заблудилась в тайге вблизи Салаира, её нашли мёртвой. Такие трагические случаи, к сожалению, происходят каждый год. Как не заблудиться в лесу? Без чего вы лично не пойдёте в тайгу?

– Ничего зазорного не вижу в том, чтобы человек отправлялся в лес с навигатором. Пожилые люди – это отдельный случай. Им не стоит далеко уходить от насёленных пунктов, от остановок, не надо надеяться на свою память.

Есть люди, которые хорошо ориентируются в незнакомой местности, но возраст есть возраст: человек порезал грибочки или колбу, погулял, получил удовольствие, сел, перекусил и потом понял, что он потерялся. Так что берите с собой молодёжь и навигатор.

Лично я не пойду в лес без продуктов. Само собой, возьму ножик, рюкзак, спички. Мне пока везло – тьфу-тьфу – не доводилось заблудиться. Если плутанул в лесу, выхожу на ручей, по нему вниз спускаюсь и прихожу к речке. На ней уже понимаю, где примерно нахожусь и какой населённый пункт по её течению расположен. Всегда беру обычную карту: у навигатора могут батарейки сесть.

Досье

Александр Карстен родился в 1982 г. в г. Новокузнецке. Главный охотовед общества охотников и рыболовов Осинников. Окончил педагогическую академию по специальности «учитель биологии и экологии». Но по профессии не стал работать, так как с детства болеет охотой. Первый раз он отправился на охоту на зайца в семь лет вместе с прадедом, который заразил внука своим увлечением. Сейчас трофеи Александра гораздо серьёзнее: он охотится на медведя.

http://www.kuzbass.aif.ru/society/

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.