20 ноября 2020
© Фото предоставлено жительницей Ялты
МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Мария Марикян. «Нам некуда пойти!», «Что будет дальше?» — жители Южного берега Крыма жалуются на жесткие меры, введенные на заповедных землях. Люди с советских времен собирали там грибы, ягоды, травы. Теперь все это под запретом. Кроме того, без заранее оформленного пропуска нельзя даже просто выйти на прогулку — оштрафуют. Больше всего страдают в Большой Ялте: город буквально окружен заповедником. Работники особо охраняемых территорий, в свою очередь, разводят руками: долгие годы природоохранное законодательство здесь вообще не соблюдалось, пострадали экосистемы — «а вот теперь все по правилам».
«Проход запрещен»
На полуострове восемь ООПТ федерального значения. До 2018-го они имели статус региональных. «Повышение» понадобилось, чтобы усилить контроль за уникальными природными объектами и сохранить их. Крымский национальный парк находится в ведении Управделами президента. Карадагский заповедник курирует Российская академия наук. Остальные шесть ООПТ относятся к ФГБУ «Заповедный Крым»: учреждение по поручению правительства создали осенью прошлого года. В него входят четыре заповедника — «Ялтинский горно-лесной», «Казантипский», «Опукский», «Лебяжьи острова», а также два заказника — «Каркинитский» и «Малое филлофорное поле».
© Фото : ГБУ Прирoдный запoведник «Опукский»
«Национальная ценность»
Крымчане восприняли эти меры в штыки. Особенно жители Большой Ялты. Крупнейший на полуострове заповедник фактически взял город в кольцо.»Ялтинский горно-лесной» основан еще в 1970-х. Природоохранное законодательство де-факто не соблюдалось. В зонах рядом с населенными пунктами был проходной двор», — объясняет агентству зампредседателя крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» Андрей Артов. По закону заповедник — это ООПТ с самым строгим режимом охраны, добавляет он. Администрация Ялты, подчеркивает эколог, «и в украинские, и в российские времена» раздавала заповедные земли Южного берега Крыма налево и направо под застройку. Экосистема повреждена. Теперь страдают и люди.»Ялтинский горно-лесной» всегда считался заповедником регионального значения. А когда в 2018-м получил статус федерального, произошли изменения. Начали приводить в порядок тропы, откуда открываются живописные виды. Пожалуй, одна из самых известных — Боткинская, — продолжает Артов. — Сейчас руководство «Заповедного Крыма» следует закону, соблюдает все правила. Конечно, за столько лет люди привыкли к тому, что можно спокойно пойти в лес. Это понять можно. Но ведь заповедник — не просто место для отдыха. Это национальная ценность».
© РИА Новости / Екатерина Петухова
«Хоть бы кто предупредил»
Ялтинец Николай Бугаев в комментарии агентству объяснил, почему все так болезненно реагируют на новые правила. «У нас с одной стороны — море, с другой — горы. Ялта прямо посередине, полностью окружена «Ялтинским горно-лесным». Вдруг резко ввели ограничения. А для людей ничего не оставили. Ближайшее место, куда можно спокойно пойти и не бояться, что оштрафуют, — Бахчисарайский район. Это примерно в ста километрах от моего дома. Много туда наездишься за грибами, к примеру? — возмущается он. — У нас ведь почти вся прибрежная территория в частной застройке. Теперь и в лес сходить — целая история. Нам просто некуда податься». Чтобы беспрепятственно попасть в лес, можно зарегистрироваться волонтером и участвовать в субботниках, помогать заповеднику в разных хозяйственных работах. «Однако ходят слухи, что волонтерские удостоверения некоторым оформляют по блату, — обращает внимание Николай. — Конечно же, в таком случае ни о каком «добровольчестве» и речи нет. По знакомству получают спецпропуск и свободно гуляют на особо охраняемых территориях».
«Что будет потом?»
Люди массово выражают недовольство в соцсетях. Задаются вопросом: как понять, не зашли ли они случайно на территорию, куда нужен пропуск? Так, житель Ялты Евгений предлагает запустить мобильное приложение, которое будет показывать, где проходит граница. «Ее невооруженным глазом не увидишь. Предупредительных знаков недостаточно. Понимаете, все бродят по территории и не понимают, что могут попасться. Это сейчас с нами более-менее мягко, а что будет потом? Нас просто загнали в угол!»Евгений считает, что местным могли пойти навстречу и сделать хоть какие-то поблажки. «Я прекрасно понимаю: эти меры направлены на то, чтобы оградить наш лесной массив от тех, кто превращает его в настоящую помойку. Но как быть нам? Мы ничего плохого не делаем. У меня лес в двух минутах ходьбы от дома. Получается, прогуляться по тропе безо всякого пропуска и собрать горстку ягод — противозаконно?»Больше всего людей возмущает, что на заповедных землях ведут строительные работы владельцы участков, находящихся в границах ООПТ. На днях одна из местных жительниц опубликовала в соцсетях пост с фото и видео. На кадрах видно, что прямо на территории «Ялтинского горно-лесного», в верхней части поселка Массандра, разрыли дорогу, срубили сосны, отсыпали щебень. На земле — свежие следы от большегруза. Смотровая площадка находится на возвышенности, оттуда открывается красивый вид на побережье. «Скоро, как мне сказал прораб, здесь появится забор. Документы, по его словам, оформили еще в украинский период. А теперь якобы переоформили, — объясняет ялтинка за кадром. — Нас за корзинку грибов штрафуют, с собакой запрещают гулять — лесники их гоняют. А стройку, значит, вести можно?» И это, как утверждают горожане, не единичный пример.
Социальное напряжение
В будущем попасть на ООПТ, находящиеся в ведении «Заповедного Крыма», бесплатно не получится. Сотрудник ФГБУ Татьяна Жигалова в комментарии РИА Новости пояснила, что по закону «Об особо охраняемых природных территориях» за вход в заповедники федерального значения нужно платить. Когда именно начнут брать деньги, пока неизвестно. Тем, у кого есть постоянная регистрация в Крыму, возможно, покупать билет не придется. Все это надо согласовать с Минприроды — «проект приказа пока на рассмотрении».Эколог Андрей Артов добавляет: не во всех российских заповедниках действуют такие строгие правила, как сейчас в Крыму. Территория может быть разделена на зоны: в одной допускается присутствие человека, в другой — нет. «Локальные послабления вполне реальны. Учитывая, что есть социальное напряжение, администрация Ялты должна обратить на это внимание».По словам эколога, есть возможность выделить в городе несколько объектов ООПТ местного значения. Сделать так, чтобы за территорией сохранился особый природоохранный статус, но разрешить людям спокойно гулять, собирать дикоросы. А пока у ялтинцев один выход: за грибами — в район Симферополя, Севастополя или Бахчисарая. Местные жители надеются, что их все-таки услышат: мириться с таким положением дел они не хотят.