25 января 2021
Варвара Болондаева
Американцы не перестают удивлять. Тридцатилетний житель штата Небраска попал в больницу с желтухой, диареей и заражением крови. Каково же было изумление врачей, когда кровь пациента дала положительный посев не только на болезнетворные бактерии, но и на… галлюциногенные грибы. Со слов врача, «псилоцибины проросли в организме».
Кого из нас в детстве не пугали бабушки: «Выплевывай косточки, а то дерево в животе вырастет»? Тут еще барон Мюнхгаузен с его нетрадиционными способами охоты. Выросло же вишневое деревце на голове оленя — вот и у тебя прорастет. Кошмарный сон ботанофоба. Если без шуток: как отличить правду от вымысла в периодически появляющихся в СМИ сообщениях о растениях, прижившихся в человеческом организме?
Многие читатели прекрасно помнят историю с еловой веточкой в легком некоего Артема Сидорина из Удмуртии. Якобы мужчина обратился к врачам с жалобами на боль в груди, кашлем и кровотечением. Больного отправили на операционный стол, где, по сообщениям прессы, из легких извлекли колючую ветку длиной несколько сантиметров. Для достоверности прилагалось фото.
Поскольку Артем внятных объяснений не давал, то историю болезни за него составил врач. Анамнез гласил, что молодой человек вдохнул еловую семечку. По другой версии — почку. Ей комфортные условия понравились: тепло, сыро, ветерком обдувает, и она проросла, покрылась иголками, зазеленела. Осталось только игрушки повесить. Прекрасный новогодний треш для тех, кто игнорировал ботанику в школе. Зеленый цвет растений обусловлен пигментом хлорофиллом, образующимся исключительно под действием света. Без фотосинтеза рост растения невозможен.
Тем не менее байка прижилась в народе не хуже Артемовой елки. Подобных страшилок в сети много: про московского бомжа, повторившего судьбу мюнхгаузенского оленя, про китайскую девочку с травой в груди, американца — с горохом. Редкий случай, внушающий доверие: извлечение косточки вишни, пролежавшей в пазухе носа пожилой женщины с ее раннего детства. Всю свою жизнь пациентка страдала насморком и затрудненным дыханием. При наличии всех условий косточка не проросла.
Кровь человека под микроскопом / Фото: depositphotos.com
Как действительно ведет себя семя растения, попавшее в различные органы — кожу, мышцы, пищевод и желудок, расскажут вам ветеринары, сталкивавшиеся с ковыльной болезнью скота. Острые зерновки степного ковыля как буравчик ввинчиваются в плоть. Нарывы, воспаления, свищи… И никаких газонов. Иммунная система воспринимает зерна за инородный предмет и принимается за работу.
Другое дело — грибы. По способу питания они паразиты или сапрофиты, то есть воздухом и солнечным светом сыты не будут. Медикам хорошо известны микозы, в простонародье именуемые лишай, молочница, парша, перхоть. Есть недуги пострашнее: актиномикоз и мукороз, по характеру напоминающие раковые опухоли. Всем знакомая плесень хорошо растет в легких, вызывая аспергиллез. Нужно отметить, что жертвами болезнетворных грибков становятся люди с ослабленным иммунитетом.
Другое дело мистер Х, как его назвал журнал Академии консультативно-коммуникативной психиатрии, из штата Небраска. Молодой экспериментатор ввел себе внутривенно отвар галлюциногенных грибов.
Хотел ли он избавиться от депрессии или искал новых ощущений, но эффект получился сногсшибательным. Юного натуралиста отправили в больницу, где долгое время откачивали в отделении интенсивной терапии. Диагноз — фунгемия, или грибковая инфекция крови, вызванная Psilocybe cubensis. Из отчета врачей следовало, что «…вид гриба, который он ввел внутривенно, теперь рос в его крови». Из данной формулировки можно заключить, что из грибных спор начала формироваться грибница.
История болезни попала в анналы медицинских летописей. «Грибовода» вылечили фунгицидами и отправили домой. Покрылось бы его тело грибами, как трухлявый пень — опятами, или врачебный отчет был составлен некорректно — мы никогда не узнаем. Желающие повторить эксперимент вряд ли найдутся.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции
https://vm.ru/opinion/856344-griby-trava-plesen-chto-rastet-vnutri-cheloveka