20 октября 2021
Наш народ любит грибы в любом виде. Лисички — в ряду самых популярных. Красивые, ароматные, вкусные, полезные. Их можно жарить, варить, солить, сушить, мариновать. На чистку свежих лисичек уходит минимум времени — они не бывают червивыми. У кого нет возможности собирать их в лесу, могут купить эти грибы на рынке и ярмарках, в магазинах. Но если у «частников» в лукошке, как правило, лисички из разряда «какие попались на глаза», то для торговли они должны пройти тщательный отбор. С июля 2022 года в магазинах появятся сортовые свежие лисички. Требования к их качеству установил национальный стандарт, который принят в нашей стране впервые. Ранее в России был ГОСТ на свежие белые грибы и консервированные разных видов. Популярность лисичек в нашей стране и за рубежом — эти представители в общем объеме экспорта грибов занимают значительное место, подвигла специалистов на разработку стандарта. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии был утвержден ГОСТ Р 59663-2021 «Грибы свежие семейства лисичковых. Общие технические условия».
Новый стандарт — первый документ в Российской Федерации, устанавливающий требования к этому популярному продукту. ГОСТом определены характеристики грибов в зависимости от товарного сорта по органолептическим и физико-химическим показателям; правила калибровки; требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению. За основу документа был взят аналогичный международный стандарт.
Высший, первый и второй
Согласно ГОСТу, лисички в зависимости от показателей качества подразделяют на три товарных сорта: высший, первый и второй (кстати, для белых грибов — их четыре, еще и третий сорт. — Л.Д.).
Где ножка — там и шляпка
Стандарт оговаривает требования к внешнему виду. Свежие лисички должны быть легкоузнаваемыми, здоровыми, плотными, чистыми, без повреждений. Ножка должна оставаться прикрепленной к шляпке. При этом ГОСТ допускает, что ее основание может быть обрезано для удаления приставшей земли. Мякоть должна быть без повреждений, вызванных сельскохозяйственными вредителями. Излишняя влажность грибов не допускается.
А что с некондицией?
Массовая доля лисичек, не соответствующих высшему товарному сорту, как гласит стандарт, — не более 5%. Для первого и второго — не более 10%. А вот загнивших, заплесневелых, сильно помятых грибов быть не должно.
Калибровку лисичек проводят по наибольшему поперечному диаметру шляпки и по длине ножки. Минимальный размер ножки — 1 см. В случае калибровки по диаметру шляпки разница между наибольшим и наименьшим в одной и той же упаковке не должна превышать 5 см. Впрочем, как гласит стандарт, такой отбор не обязателен.
В упаковке — не более килограмма
Для сохранения качества и безопасности лисичек грибы упаковывают массой не более одного килограмма. По согласованию с потребителем допускается укладывать лисички массой не более 6 кг в ящики, а также в лотки, плетеные корзины, картонные коробки и другие виды упаковки, соответствующие необходимым требованиям.
ГОСТ предписывает: укладывают грибы в потребительскую или транспортную упаковку достаточно плотно, но без нажима и сдавливания, слоем не более 15 см и не менее 3 см ниже краев упаковки.
Содержимое каждой упаковки должно быть однородным и состоять из лисичек одного и того же происхождения, разновидности, товарного сорта, качества и размера (в случае калибровки). А вот грибы различных разновидностей упаковывают, разделяя их друг от друга перегородками.
Какая информация должна быть в маркировке?
Согласно требованиям ГОСТа, информацию о продукции наносят на упаковку несмываемой, нелипкой, непахнущей, нетоксичной краской на русском языке или на этикетку, лист-вкладыш.
Маркировка должна содержать следующие сведения:
— наименование продукта (например, «Лисичка желтая», «Вороночник рожковидный»); в случае наличия в потребительской упаковке смеси лисичек — наименование каждого вида;
— наименование/Ф.И.О. индивидуального предпринимателя и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом – адрес производства и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии) и наименование и местонахождение организации-импортера/индивидуального предпринимателя-импортера;
— товарный знак изготовителя (при наличии);
— ботаническое наименование вида (при необходимости);
— товарный сорт;
— размер (в случае калибровки), выраженный минимальным и максимальным диаметрами шляпки или длиной ножки в сантиметрах;
— масса нетто продукции в упаковочной единице;
— дата сбора и дата упаковывания;
— срок годности;
— условия хранения и/или условия хранения после вскрытия потребительской упаковки;
— информация о наличии ГМО (при содержании генетически модифицированного компонента в количестве, превышающем установленную норму):
— обозначения настоящего стандарта;
— информация о подтверждении соответствия.