26 декабря 2021
Вице-премьер правительства России — в спецпроекте ТАСС «Первые лица»
О динозавре, рыбалке, расписании, законе Парето, обязанностях, приоритетах и светофоре
― Как-то вы, Марат Шакирзянович, сказали, что любите дышать стройкой.
― Да, меня заводит то, что там происходит. В хорошем смысле слова. Стройка — это движение, энергия. Можно сразу видеть результаты сделанного. Если все идет хорошо, настроение моментально улучшается.
Даже запах краски, цемента, пыли люблю. Странно, считаете? Дело в том, что строительством я занялся в 1987 году. Сколько, получается, лет прошло? Почти 35. Наверное, меня уже можно назвать динозавром стройки. Это моя жизнь…
― А в роду у вас были строители?
― Не сложилось. У нас больше по финансовой линии. Дедушка, дядя, тетя — все… И я получил такое же базовое образование. Еще учась в Казанском государственном финансово-экономическом институте, создал ремонтно-строительный кооператив «Темп», начинал в нем главным бухгалтером, потом стал председателем.
Мама, правда, не финансист, работала медсестрой, судовым медиком на теплоходе.
― И вы вроде бы морем увлекались.
― Рекой. Каждое лето проводил с мамой на воде. С первого по десятый класс. Волга, Дон, Нева… Одно время мама работала на туристических маршрутах, потом перешла на местные линии.
Так что много поплавал-походил. Все лето в каюте. Прекрасно!
Поэтому и сегодня для меня так важно развитие российских рек. Понимаю, какой мощный потенциал в них заложен.
А тогда, в юности, хотел стать капитаном.
Был вариант с поступлением в институт инженеров водного транспорта в Горьком, но пришлось бы уезжать из Казани, посоветовался с родными и решил остаться дома.
Не забуду, как в 13 лет впервые отдежурил вахту рулевым мотористом. Восемь часов отстоял, по всем правилам. Капитан страховал, но я сам управлял судном, хоть и числился учеником.
― А сейчас у вас в хозяйстве есть какое-нибудь плавсредство?
― Обычная рыбацкая лодка. Воспользоваться, правда, ею удается гораздо реже, чем хотелось бы. Когда бываю в Татарстане, стараюсь не упустить возможность. Волга, Кама — любая река манит. Прокатиться, порыбачить — одно удовольствие.
Мне нравится подводная охота, но она требует специальной подготовки, отдельной поездки, а выкроить время удается не так часто. Тем не менее пару раз в год нахожу окошко.
― Байку расскажите. Без нее какой рыбак?
― Самый серьезный случай — когда под Астраханью добыл сома на 58 кило. Нырнул, увидел рыбину, выстрелил гарпуном, попал, но ружье пришлось отпустить. Глубина была метров пять или шесть. Подобрал гарпун, когда уже заканчивалось дыхание. Потом вытаскивал сома, буксировал в сторону берега. Он особо не сопротивляется. Главное — не создавать рыбе проблем, действовать тихо, спокойно…
― Кто-нибудь вам помогал?
― Нет, один справился. Нас заметили с лодки, подошли поближе, забрали. И меня, и улов.
― Что сделали с рыбой?
― Пироги из сома — самые вкусные.
― Сами пекли?
― Нет, я на другом специализируюсь. В основном мясо готовлю. Шашлык могу пожарить, птицу, плов сделать. Правда, тоже редко удается.
Зато в уходящем году впервые нашел трюфели. Чудо! Грибами увлекаюсь давно, с детства собираю. Трюфели все время держал в голове как нереализованный проект. А тут вдруг получилось. Люди подсказали правильное место… Повторяю, долго не верил, пока своими глазами не увидел. Поразительно!
― Черный трюфель, белый?
― Черный. Дело даже не в самом грибе, а в процессе. Это ведь экзотика. Собака ищет, ты выкапываешь.
― Какая порода?
― Спаниель. В принципе, подойдет любая с хорошим нюхом. Надо лишь научить. Кого-то дрессируют под птицу, а этих — на трюфель. Дают кусок сосиски за каждый найденный гриб, чтобы рефлекс срабатывал.
― Явку сдадите? Где тот заветный лесок?
― Не могу, не мой секрет. Закрытая информация.
― И опята с лисичками — тоже табу? Видел фото с полными корзинами у вас в Instagram.
― Тут все проще. Вокруг Москвы полно грибных мест. Например, в Тверской области. Говорю как грибник с 45-летним стажем, я много лесов на своем веку обошел. При этом называть конкретный адрес смысла нет. Вот минувшей осенью собирал на Волге, в Зубцовском районе, а в следующем году там может ничего не вырасти. Не угадаешь.
Читать больше: https://tass.ru/top-officials/