18 июня 2022
Рослесинфорг спрогнозировал рост сбора дикоросов по всей стране в этом году. Так, в Сибири ожидают жару с богатым урожаем ягод и орехов, а на Северо-Западе — прохладу и много грибов. По оценкам специалистов, увеличатся объемы коммерческой заготовки даров природы на землях лесного фонда, а львиная доля экспортных потоков развернется на внутренний рынок. Но приведет ли это к развитию ягодно-грибного бизнеса — большой вопрос, поскольку могут возникнуть проблемы со сбытом, отмечают предприниматели.Конечно, дикоросы — это не только ягоды, но именно они приносят наибольшую прибыль заготовителям. / Святослав Акимов/РГ
По данным Союза переработчиков дикоросов «Национальный экоресурс», СЗФО занимает третье место среди федеральных округов по грибным запасам (406 тысяч тонн) и четвертое — по дикорастущим ягодам (924 тысячи тонн). Но на Северо-Западе, как и по всей стране, осваивается лишь малая часть этих богатств: например, всего полтора процента брусники и до десяти процентов грибов. Причин много — от сезонности сбора до законодательных пробелов.
Напомним, что россияне могут беспрепятственно собирать дары леса для собственных нужд. Предприятия для этого должны брать участки в аренду: сбор дикоросов — такой же вид использования лесов, как рубка древесины. Но частным лицам не запрещено сдавать собранный урожай предпринимателям, которые охотно используют этот «народный» способ заготовки. Грибы и ягоды у населения также активно закупают потребительские общества: к примеру, в Ленинградской области в прошлом сезоне 115 заготовительных пунктов принимали чернику, бруснику, клюкву и другие ягоды.
В Рослесинфорге, который отслеживает заготовку пищевых ресурсов на землях лесфонда, отмечают, что в минувшем году в целом по России она выросла на 48 процентов — почти до 19 тысяч тонн, это рекорд за последние десять лет. Но взрывной рост связан в основном со сбором кедрового ореха (в Сибири заготовщики делают на нем миллионные состояния), фундука и лекарственных трав. Валовый объем заготовки грибов и ягод, наоборот, повсюду упал, в СЗФО — на 67 процентов.
За минувший год в регионах Северо-Запада на землях лесфонда собрали для коммерческой реализации более 25 тонн дикоросов, в том числе 20 тонн ягод, сообщили в ведомстве корреспонденту «РГ». Этим занимаются пять компаний в Карелии, Архангельской и Ленинградской областях.
На сборе дикоросов в тайге за сезон можно заработать миллион рублей
— На заготовку дикоросов в лесу больше влияют климатические условия, чем ставки арендной платы и финансовое самочувствие бизнеса, — полагает директор Рослесинфорга Павел Чащин. — Есть и другой фактор: интерес к дарам леса и органической продукции сейчас растет, поскольку люди стали уделять больше внимания собственному здоровью. У нас появляется все больше предприятий, изготавливающих из дикоросов мармелад, конфеты, БАДы и другую продукцию. Раньше российские замороженные ягоды и грибы из регионов СЗФО отправлялись прежде всего на экспорт в соседние Финляндию, Польшу, Прибалтику. Но в этом году ожидается перераспределение логистических потоков внутри страны.
С тем, что россияне могут получить больше даров леса, согласны и представители компаний, работающих на рынке дикоросов. Хотя прогнозы в этом бизнесе — дело неблагодарное, подчеркивают они.Три года выдались неурожайными. Это «сломало» рынок, цены взлетели
— Ситуация меняется от сезона к сезону, — отмечает коммерческий директор компании, заготавливающей ягоды в нескольких регионах СЗФО (ООО «Русберри трейд», Артур Судников. — Все зависит прежде всего от урожая. В прошлом году он был средний, а до него целых три года выдались неурожайными. Это «сломало» рынок, цены взлетели. Если раньше клюкву сдавали по 40 рублей за килограмм, то сейчас дешевле 150 рублей не принесут. Подорожали черника, брусника. Но если ягоды снова будет много, цены могут снизиться. Этот товар, как курс доллара, зависит от конъюнктуры.
Часть заготовленных ягод предприятие отправляло на экспорт в европейские страны. По мнению Артура Судникова, российский рынок не сможет «переварить» больше дикоросов, чем ему требовалось в прошлые годы. Число сторонников здорового образа жизни пока все же невелико — примерно пять процентов жителей городов-миллионников. К тому же на селе, как правило, люди сами ходят по грибы и ягоды. Причем для предприятий это зачастую главные поставщики сырья.
— Сбором дикоросов занимаются в основном сельские жители. В связи с урбанизацией и оттоком населения в города сборщиков становится все меньше. В Финляндии эту проблему решали с помощью работников из Таиланда. У нас тоже была идея приглашать на сезонные работы жителей ближнего зарубежья, но с точки зрения экономики это показалось нецелесообразным, — рассказывает представитель компании.
Многие отрасли сегодня переориентируют свой экспорт с запада на восток. Для ягодного бизнеса это направление тоже может быть перспективным. Хотя вездесущий Китай, например, сам экспортирует бруснику, но по полезным качествам это совсем не та ягода, которая вольно растет в российских лесах. Ряд стран культивируют садовую клюкву и чернику, однако они не идут ни в какое сравнение с дикоросами. Особенно ценится на мировом рынке северная лесная черника — отличный источник антоцианов, природных антиоксидантов. Из нее делают экстракты для БАДов и лекарственных препаратов. Проблема только в том, что те же китайцы хотят покупать российскую чернику очень дешево, по цене ниже себестоимости.
Небольшие компании, и прежде работавшие только на внутренний рынок, рады бы увеличить объемы, но для них тоже все зависит от целого ряда условий.
— В первую очередь это урожай, во вторую — сдатчики сырья, — перечисляет начальник производства ООО «Киришское потребительское общество» Александр Кузнецов. — Нам всего пока хватает. Закупаем ягоды в сети своих магазинов, на предприятии, где идет переработка, и еще открыли заготовительные пункты. Но если продукция больших предприятий, работавших на экспорт, пойдет на внутренний рынок, может возникнуть перенасыщение. Тогда не сбыть будет ничего.
В то же время производители сетуют на недостаточный спрос на полезные дары леса у россиян. Если он вырастет, перенасыщение не сможет «сломать» рынок, как когда-то неурожай.Тем временем
Развитие заготовки и глубокой переработки дикоросов в России тормозит нехватка оборудования, отмечают в «Национальном экоресурсе».
То, что уже работает, — в основном импортное и весьма дорогостоящее. Но с тех пор как полномочия по регулированию этого рынка перешли к Минсельхозу РФ, предприятия могут рассчитывать на господдержку для закупки техники.