17 июля 2013
В борьбе с нехваткой продовольствия Ким Чен Ын идет по стопам своего отца, который приказывал разводить коз и кроликов
Северокорейский лидер Ким Чен Ын посетил ферму № 1116, специализирующуюся на выращивании грибов. Верховный главнокомандующий с удовлетворением отметил, что «на урожай приятно посмотреть, однако нужно расширять количество выращиваемой продукции». Он дал наказ строить больше грибных ферм.
— КНДР ищет нетривиальные пути для решения продовольственной проблемы, — рассказал сотрудник Корейского центра Института Дальнего Востока РАН Владимир Асмолов. — Помимо грибов северяне пытаются выращивать картофель. Но он не пользуется особым спросом, поскольку чужд традиционной корейской кухне. Также для еды они разводят страусов, поголовье которых уже насчитывает несколько тысяч штук.
В среднем годовой прирост сельского хозяйства в КНДР составляет 9%. Трудности с продовольствием при этом остаются, однако угрозы голода, как это было в конце 1990-х, нет, утверждает Асмолов.
Тактику «руководства на месте» молодой Чен перенял у своего отца. Ким Чен Ир после разрушительного наводнения, которое случилось летом 2006-го, осмотрел подсобное хозяйство одной из воинских частей. Здесь его интересовали не только ракеты и снаряды, но также кролики и козы. Руководителю подробно рассказали о плодовитости кроликов, их народнохозяйственной пользе с точки зрения мяса и меха. Затем он наведался в уголок, где содержали коз. Увиденное ему тоже понравилось — животные едят мало, неприхотливы, дают молоко, мясо и шерсть. Ким Чен Ир тотчас распорядился активнее разводить эту полезную скотину. Правда, от резкого увеличения поголовья коз вскоре пришлось отказаться из-за слишком большого вреда растительному покрову, поскольку они выдергивают траву с корнем, оставляя голую землю.
Несмотря на весьма экзотические поручения в сфере сельского хозяйства, последнее время КНДР, по мнению Асмолова, может себе позволить уделять больше внимания продовольственной проблеме. И всё благодаря ядерной программе. Так как военная доктрина северян строится на силе ядерного оружия, они могут уменьшить затраты на другие рода войск, а освободившиеся деньги направить на ликвидацию угрозы голода.
Таким образом Пхеньян решает сразу две проблемы: продолжает держать в напряжении соседей и аккумулирует средства для внутреннего использования.
— Северной Корее необходимо решать проблему питания, в то же время показывая свою мощь, — считает замдиректора ИМЭМО Василий Михеев. — Отсюда и неуступчивость в решении проблемы с промышленной зоной Кэсон.
Совместная корейская промышленная зона Кэсон, находящаяся на территории Севера, недалеко от границы с Южной Кореей, была закрыта во время обострения отношений между Пхеньяном и Сеулом в апреле этого года. Этот шаг повлек за собой убытки для КНДР, ведь зона приносила в казну порядка $90 млн в год. Впрочем, Юг пострадал куда сильнее. Начиная с апреля коллективные потери южнокорейских бизнесменов составили порядка $940 млн. На территории Кэсона расположены 123 малых и средних предприятия, принадлежащих в основном южанам. Вплоть до настоящего времени два государства не могут договориться о возобновлении работы в Кэсоне. Сеул требует гарантий, что КНДР больше не будет делать попыток закрыть промышленный район, а Пхеньян предлагает возобновить ее работу без всяких условий.
Своим поведением КНДР показывает, что не нуждается в деньгах. По сведениям южнокорейской газеты DailyNK, считающейся самой информированной о происходящем к северу от 38-й параллели, в начале июля цены на рис в Пхеньяне упали до рекордно низкой отметки — 5 тыс. вон (157 рублей) за 1 кг.
Впрочем, нельзя исключать, что бравада КНДР вызвана приближающимся праздником — 27 июля исполняется 60 лет со дня окончания Корейской войны.
— Победителями считают себя как южане, так и северяне, — говорит Асмолов. — Поэтому нельзя исключать инциденты.
Согласно опубликованному на днях докладу ЦРУ, население КНДР составляет сейчас 24,7 млн человек. Оно выросло на 0,53% по сравнению с 2012 годом. Средняя продолжительность жизни составляет для мужчин 65,6 года, для женщин — 73,5. Для сравнения: на Юге мужчины в среднем живут 77 лет, женщины — 84 года.