11 сентября 2023
Только ленивый не ходил нынешней осенью в тундру на тихую охоту.
#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Осенью в тундру устремляются грибники – за сыроежками, груздями, маслятами, подберезовиками, подосиновиками, волнушками. Не растет у нас разве что царь грибов – боровик, он же белый гриб.
Считается, что ядовитых грибов на Таймыре просто нет – собирать можно все. Объясняется это тем, что в многолетнемерзлой почве нет токсинов, которые впитывают ядовитые грибы.
Однако мухоморы на Таймыре – нередкий вид. Правда, говорят, что смертельного исхода они не вызовут, но проверять тем не менее не советуем. Сотрудники «Заповедников Таймыра» отмечают, что вместе с изменением климата на территории замечена уже и бледная поганка. Впрочем, содержание в ней токсинов никто не проверял.
Вместе с тем малочисленные народы Таймыра, как и других северных территорий, грибов никогда не ели. Ненцы объясняли свое негативное отношение к грибам тем, что это еда для оленей, а что едят олени, то не пристало употреблять в пищу человеку. Эскимосы называли грибы «чертовыми ушами», считали их «гнилой едой».
Антрополог Владимир Богораз писал, что единственный гриб, который когда-либо употребляли в пищу чукчи, – это мухомор, который носил у них сакральное значение. Да и у нас на Таймыре ходят истории, что мухоморы помогают шаманам в их камланиях путешествовать в «верхний мир».
Ученые объясняют негативное отношение к грибам у северных народов просто: недостатком ферментов, которые необходимы для расщепления полисахаридов в кишечнике человека.
В прошлых выпусках фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что первые норильские рецепты зимовщики-геологи заимствовали как раз из кухни коренных народов Таймыра.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Светлана Ферапонтова
Фото: архивы норильчан и Заполярного филиала «Норникеля»