30 августа 2024
Эти ягоды и овощи едите вы и ваши дети
В городских условиях мы давно привыкли покупать овощи и фрукты в магазине, на рынках. Даже те, у кого есть дачи или свои участки, нередко заходят в супермаркет за порцией свежезамороженной овощной смеси. Есть, конечно, и те, кто еще с лета запасается лесными ягодами и грибами, но не всем под силу бродить по чащобам в поисках клюквы или брусники. Тем более когда их можно купить. А значит, и построить на этом бизнес. Так когда-то и решил сделать тюменец Эльмар Ибуков. Как инженер-нефтяник стал зарабатывать миллионы на ягодах и грибах — в истории 72.RU.
850 тонн клюквы за сезон!
Компания «Ягоды Плюс», можно сказать, появилась в тюменской глубинке. Ее основатель Эльмар Ибуков родом из села Тукуз в Вагайском районе, где всегда было принято заниматься сбором ягод и грибов.
— Тукуз, можно сказать, последняя деревня [в районе], где есть дороги с твердой поверхностью, дальше только Заболотье. И всё свое детство я видел, как мои односельчане, земляки, собирают ягоды, но была определенная сложность в реализации дикоросов, — вспоминает Эльмар Ибуков. — В то время я работал коммерческим директором в одной из производственных компаний. Приехали в деревню в отпуск в сентябре. Односельчане собрали много ягод, а сдать было некому. Меня родственники попросили помочь. В итоге вот получился такой бизнес.
Началось всё с заготовительного пункта в селе Вагайского района. В первый год начинающий бизнесмен купил у селян около семи тонн клюквы. А помогали ему всего несколько человек, которые были заняты закупкой и доставкой. Сейчас такие объемы кажутся мелочью: пять-семь тонн можно продать всего лишь за час. Выросли и объемы сбора — максимально за сезон удавалось закупить 850 тонн клюквы. Всего за год компания производит около 3000 тонн ягод, овощей и орехов.
Миллионеры из глубинки
Бизнес начинался с одной клюквы, постепенно в ассортимент добавили бруснику и чернику. Рос спрос, и компания вместе с ним. Если сначала арендовали маленькую секцию на Тюменском хладокомбинате и платили за каждую палету, то через некоторое время пришлось занять дикоросами и огромный склад.
— В 2009 году мы уже учредили производственное предприятие и начали первичную переработку. То есть это закуп, очистка, сортировка, заморозка, упаковка, хранение. Упаковывали в мелкую тару по 400, 500 граммов, килограмму, полутора и два с половиной. Добавили в ассортимент наши овощи: брокколи, фасоль, морковь. Всё в заморозке, — рассказывает Ибуков.
Если в самом начале ягоды и грибы продавали в Тюмени и Тюменской области, то со временем вышли и на Север, Урал, Сибирь, а после и на всю страну.
Самые топовые позиции ассортимента, как говорит владелец компании, это всё то, что растет в нашем регионе: клюква, брусника, черника, белые грибы и кедровые орехи. Всё это собирают жители глубинки, которые отлично знают каждую поляну. За счет сбора ягод, по словам Ибукова, можно хорошо заработать. За сезон — несколько миллионов рублей.
— Допустим, морошку мы покупаем на Ямале, в Тюменской области. Закупаем в труднодоступных районах: Тобольском, Ярковском, Вагайском, в Заболотье. Мы в деревнях оставляем десятки миллионов живых денег. И за счет того, что люди занимаются сбором дикоросов (сейчас они очень дорогие, цена начинается от 200 рублей и выше), они очень хорошо живут. Ведь многие собирают ягоды и грибы целыми десятками тонн. Не перестаю рассказывать: в селе Малый Уват, это Вагайский район, у нас есть заготовитель. У него большая семья, и они занимаются сбором дикоросов. Тимур каждый год заготавливает порядка 5–7 тонн клюквы. Представляете? В прошлому году она стоила 250 рублей за килограмм. Посчитайте, арифметика простая, сколько денег зарабатывает эта семья. Яркий пример, — восхищается бизнесмен.
У сборщиков в селе, по словам Ибукова, есть даже свои угодья. Но при этом таких людей становится всё меньше и меньше. Уходят поколения тех, для кого сбор ягод был семейным делом.
— Люди уже думают, стоит ли идти на это болото? А может, лучше уехать куда-то работать? Поэтому мы дорожим каждым сборщиком, всячески холим и лелеем, лучшим ежегодно даем премии, призы, бытовую технику, мотивируя на следующий год. Потому что это уникальные люди и уникальные продукты, — убежден Эльмар Ибуков.
Ягоды Якушева
При этом, чтобы закрывать определенный спрос, приходится сотрудничать с другими компаниями и покупать сухофрукты, овощи и садовые ягоды. Из них делают всевозможные смеси для школ, детских садов. Например, по поручению экс-губернатора области Владимира Якушева компания стала закупать домашние яблоки у тюменских дачников и выпускать с ними ягодно-яблочные замороженные миксы. Их так и называют на производстве — яяшки. Они появились не только в детсадах нашей области, но и в северных регионах. Правда, там аббревиатуру расшифровали по-другому. Такие смеси до сих пор в Югре и на Ямале называют яблоками Якушева.
Кстати, дачников активно привлекают к выращиванию и другими способами. Например, дают десятки кустов смородины под реализацию. А в сопровождение — все инструкции и технологические карты. На крайний случай, если растения заболели, то на помощь придет специалист от компании.
«Рискованная зона земледелия»
О том, что в России нехватка садовых ягод собственного производства, стало понятно после ковида. В основном, что есть на рынке, по словам Ибукова, это импорт. Еще большая потребность появилась после санкций и начала СВО, когда все логистические цепочки окончательно порушились, а то, что стоило 80 рублей, стало продаваться за 250–300 рублей. Тогда компания задумалась о механизированном выращивании и сборке смородины. Купили участок в Ялуторовском районе, где на 50 гектарах высадили тысячи кустов черной смородины. А еще немного облепихи и жимолости, урожай которых ждут уже в следующем году. Но садоводство в нашем регионе — рискованное дело. И вот почему.
— Заморозки в мае подбили все наши ягоды. В итоге мы в этом году ни килограмма не собрали смородины. Люди ездили, собирали для себя, школьников приглашали тоже собирать, бесплатно всё. К сожалению, ничего не собрали. Рискованная зона земледелия, — признает Ибуков. — Бизнес — это борьба и боль, в первую очередь, а успех приходит потом. Поэтому надо быть готовым к очень большим сложностям для того, чтобы добиться успеха, потому что прежде всего это простой человеческий труд.
Что мы еще писали о бизнесе?
Что, если мы скажем, что клубнику в нашем городе можно выращивать круглый год? Без грунта и естественного освещения. Как это сделать, рассказал тюменец Сергей Безруких. Он работает в нефтегазовой компании, а всё свободное время в будни и выходные посвящает своей ягодной ферме. Есть в Тюмени еще пример «ягодного» бизнеса. Компания «Ягодград» появилась совершенно случайно и переросла из маленькой подработки в собственное дело. Сейчас у фирмы 10 точек продажи в Тюменской области и на Урале. Сюда горожане приходят, чтобы купить ягоды и дикоросы, камчатскую икру или даже дальневосточную форель.
Дарья Макеева журналист 72.RUСемён Громов Видеоредактор 72.RU