21 августа 2013
Первые белые грибы нынче довелось встретить в конце мая на старейшем лондонском рынке Бороу-маркет, в пятнадцати минутах ходьбы от Тауэрского моста. На мой вопрос, откуда грибы, последовал неожиданный ответ – из Южной Африки. Из всезнающего Интернета впоследствии узнал, что из Африки белые грибы экспортируются и в Россию.
В дальнем зарубежье
На грибном прилавке еще одна вещь вызвала удивление: цена на непопулярные среди сибирских грибников сморчки выше процентов на 25, чем на соседние белые. Чем объяснить – тема отдельного исследования. Если перевести на наши деньги, килограмм белых стоит более трех тысяч рублей. Кстати сказать, белые в сентябре-октябре доводилось встречать и на рынках Хорватии, там в это время даже специальные поезда организуют для любителей тихой охоты.
Несколько лет назад в Италии продавец одного из магазинов несказанно обрадовался, узнав, что мы из Тюмени. Оказывается, в начале девяностых годов он начинал заниматься заготовкой белых грибов на территории бывшего СССР. Бизнес представлялся ему выгодным, поскольку, по его словам, «итальянцы балдеют от белых грибов». Местом сбора были определены три региона: в районе Ужгорода, в Коми и Ярково в Тюменской области. Словоохотливый итальянец рассказал: «В Коми затея провалилась по причине того, что местные много пьют и не хотят работать. В Ярково люди работящие, подготовили все необходимое оборудование, но погода подвела – был засушливый год». В итоге все затраты окупились за счет сбора на Западной Украине. Предприниматель также поведал, что первый сорт (без червей) идет на сушку, второй и третий сдается в рестораны. «Грибы и мясо» – с обаятельной улыбкой закончил он делиться секретами профессионального мастерства.
В своем Отечестве
Самому благодаря северным друзьям посчастливилось познакомиться с настоящей охотой и рыбалкой, но все же сбор грибов оказался ближе душе.
Мостик памяти от лондонского грибного прилавка перекинулся в далекое детство. Вспомнил, как у мамы на работе организо-вались коллективные выезды за грибами на заводском автобусе. После удачного сбора лица у людей становились просветлевшими, освободившись от груза повседневной суеты. Все-таки сбор грибов – дело индивидуальное. Раздолье наступало, когда на все лето стал уезжать на родину мамы, в вятскую глубинку, деревушку в пятнадцать домов, и там, сделав все хозяйственные дела, мог идти от деревни в любую сторону – кругом был лес.
Любитель природы, автор замечательной книги «Редкие животные Тюменской области» Владимир Азаров открыл для меня книгу Владимира Солоухина «Третья охота». До сих пор в памяти его слова: «От страниц этой книги пахнет грибами». Книга удивительная, временами хочется ее перечитать. Увлеченность темой помогла найти и другие книги на эту тему.
В июле 1860 года Сергей Ладыженский, в шутку полемизируя с охотниками, писал: «Разве не могу, не имею права я так же сказать: охота вам ездить с собаками, ходить с ружьем – то ли дело искать грибы! Не в лисицах, не в дупелях, не в грибах дело; а в природе, с которою ближе чем где-либо сходится человек на охоте; в природе, которая освящает ее своим вечно юным светом и этим привязывает человека к охоте, какая бы она ни была».
Русский писатель Сергей Аксаков, знакомый всем с детства по сказке «Аленький цветочек», в книге «Замечания и наблюдения охотника брать грибы» пишет: «В числе разнообразных охот человеческих имеет свое место и смиренная охота ходить по грибы, или брать грибы. Хотя она не может сравняться с другими охотами, более оживленными, уже потому, что там приходится иметь дело с живыми творениями, но может соперничать со многими, так сказать, второстепенными охотами, имеющими, впрочем, особые интересы.
Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскивать, следовательно, можно и не находить; тут примешивается некоторое уменье, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: «Со счастьем хорошо и по грибы ходить». Тут есть неизвестность, нечаянность, есть удача и неудача, а все это вместе подстрекает охоту в человеке и составляет ее особенный интерес».
На Тюменской земле
Именно эта неизвестность, предвкушение удачи и желание разнообразить стол и тянет тысячи тюменцев в лес, когда начинается грибной сезон. К сожалению, в последние годы желание ехать в лес понемногу уменьшается. Лес вокруг Тюмени в последние годы активно вырубается, как заметил один ветеран труда, многие годы отдавший его сохранению – хищнически. Сам процесс сбора перестает уже быть праздником, дарованным природой. И дело даже не в количестве автомобилистов, благодаря которым народу порой в лесу не меньше, чем в недавние времена на первомайской демонстрации. Даже оказавшись в местах пустынных и малодоступных для большинства благодаря водителю-асу Николаю Радченко, наблюдаешь одну и ту же неприглядную картину: стеклянные и пластиковые бутылки и банки, полиэтиленовые пакеты, различный бытовой и производственный хлам, нередко сгоревший лес. Наш компаньон по грибным походам Миша Госс всегда берет с собой три-четыре мешка под мусор, и даже если не попадется грибов, пустым из леса не уезжает. Когда выпадает случай выезжать с ним, мы также принимаем участие в этой добровольной чистке леса.
Кажется, лес уже вопиет о спасении. Даже уехав километров за двести, в Ярковский район, встретишь ту же безрадостную картину. Столь повсеместная запущенность наблюдается в последние двадцать лет. Радующий глаз изумрудный покров в тюменских борах, веками сохранявший первозданную чистоту, обезображен кучами мусора, число которых растет каждый год, деревья осквернены привязанными кусками использованного полиэтилена, тряпками. Для спасения леса необходима целая система мер: от создания соответствующего общественного мнения и заканчивая привлечением школьников к очистке леса от мусора. Это не город, одними административными мерами проблему не решить. По большому счету речь идет даже не об экологии природы, а об экологии души народа.
Автор: Александр ВЫЧУГЖАНИН