18 апреля 2025
Юлия Бордовских: Пять составляющих моего здорового образа жизни — солнце, спорт, смех, сон и секс

Юлия Бордовских, журналистка, спортсменка и предпринимательница, рассказала изданию «Инк.» о правиле «пяти С», которое позволяет ей чувствовать себя здоровой и счастливой каждый день, о жизни с позиции любви, переезде в Майами, разводе и бизнесе на выращивании грибов.
Справка:
Юлия Бордовских — телеведущая, health-коуч, кандидат в мастера спорта по баскетболу, автор книг о здоровом образе жизни «Фитнес с удовольствием», «Фитнес для двоих», «Витамин L. Жизнь с позиции любви», предприниматель, основатель компании «Vitамин LUV». Работала на радио «Максимум», телеканалах НТВ, ТНТ, ТВ-6 и НТВ-Плюс.
О пище первичной и вторичной
Откуда у вас интерес именно к питанию?
— Я всю жизнь этим интересовалась. Написала две книги: «Фитнес с удовольствием» и «Фитнес для двоих». Оба эти издания не столько про питание и фитнес, сколько про комплексный подход к здоровому образу жизни. То, что лежит в вашей тарелке, — вторично. Ведь сколько бы брокколи вы ни съели, если живете в токсичных отношениях, вы нездоровы. В Институте я поняла, что такое первичная пища. Это то, как вы себя чувствуете, как относитесь к своей работе, как встаете утром, нравится ли вам в своем доме, занимаетесь ли духовными практиками. Чем больше у вас первичной еды, тем меньше вы нуждаетесь во вторичной. Такой вывод я сделала для себя.
Вторая история, которая привела меня в предпринимательство. На четвертом модуле университета нам рассказывали о суперфудах, в том числе о грибах. И у меня екнуло: я буду этим заниматься. На следующее утро на буткемп-тренировке я рассказала об этом подруге. Оказалось, что ее муж уже 20 лет занимается этим бизнесом. Вот так это и происходит: когда ты что-то очень хочешь, информация находит тебя сама. Я пришла к мужу подруги и сказала, что хочу сделать свой грибной микс. Он ответил, что для этого мне нужно $8 млн и 20 лет жизни. У меня не было ни того ни другого. Тогда я спросила: «А можно с вами?»
Вы ничего не знали про грибы до этого?
— Что-то знала. Но когда я попробовала смесь из грибов той американской компании, то стала чувствовать себя лучше, перестала засыпать в 16 часов, наладила ЖКТ и поняла — вот оно*. Это то, чем я хочу делиться с другими людьми. Года три я отправляла этот суперфуд в Москву посылками. Подсадила всех знакомых на грибы.
О грибных кофе, какао и шоколаде
Как люди относились к вашим грибам?
— Одни были в полном отрицании: «Какие грибы, о чем ты говоришь?» Вторые считали, что $60 за банку — это очень дорого. А третьи — просто доверяли мне, как Юлии Бордовских, которая плохого не посоветует. А потом наступил февраль 2022 года, логистика была нарушена и отправлять посылки стало невозможно. Летом я вернулась в Россию. Поговорила со своей подругой Юлией Смирновой, и мы решили заниматься грибами здесь.
Все грибы, представленные на рынке, — искусственно выращенные. Кордицепс и ежовик в природе есть, но их очень мало. Большинство грибов (80%) привозят в Россию из Китая. Их берут из одной бочки и расфасовывают по упаковкам. То есть гарантии того, что это вообще грибы, — никакой. Мы решили, что не будем так делать, потому что хотим контролировать весь процесс. На строительство фермы у нас не было ни средств, ни времени. Однако нам повезло: мы нашли производство в Санкт-Петербурге. Оказалось, что основатели, три молодых парня, выращивают грибы по той же технологии, что и мои американцы. В мире микологов есть гуру — американец Пол Стемец. Он всегда ходит в грибной шапке из ежовика или рейши. Пол придумал технологию выращивания грибов. Когда мы узнали о том, что ребята используют ее, сразу ударили по рукам. Пиком нашего сотрудничества стало создание многофункциональной смеси из пяти грибов*.

А дальше мы поняли важную вещь. Наша жизнь коротка. Люди, которые хотят быть здоровыми, вынуждены вместо кофе или какао по утрам пить какую-то зеленуху или коллаген. Мы с Юлей подумали, как сделать жизнь этих людей лучше. Так появилось наше какао. Откуда только я не привозила грибное какао — и из Америки, и из Европы. Нам ничего не нравилось: в составе были сахар, сухое коровье молоко. Тогда мы с Юлией придумали свою формулу: добавили в какао кордицепс и сушеный имбирь. Мы используем натуральные бобы, поэтому наше какао не только придает энергии, но и не поднимает уровень сахара в крови.
Дальше мы взялись за кофе. Добавили в него смесь из пяти грибов. В нее входит ежовик — гриб, который работает с нашими когнитивными функциями и ЖКТ, кордицепс — наш энергобустер, рейша — сильнейший адаптоген, чага — противовоспалительный гриб, вешенки — они обладают высоким содержанием витамина В3, который усиливает действие всех остальных грибов. Эта смесь — хит продаж. Людям нравится наш кофе, и мы с трудом успеваем завозить его на маркетплейсы.
Но мы пошли дальше. В Майами я попробовала грибной шоколад и мечтала сделать такой же. Затем нашла потрясающую бутиковую фабрику в Москве — победителя многих шоколадных конкурсов. Мы договорились о сотрудничестве и выпустили на рынок дикий, нетемперированный шоколад. То есть он не проходит тепловую обработку как плиточный и, соответственно, какао-бобы не теряют своих полезных свойств. В этот шоколад мы добавили нашу смесь из пяти грибов. Но самое главное — мы впервые использовали инновационный сахарозаменитель, который называется аллюлоза. Он очень полезный и помогает сдерживать попадание глюкозы в кровь*.
О галлюциногенных грибах и мухоморах
Мало создать продукт, нужно придумать, как его продвигать. Грибы — неочевидная история. Возникают ассоциации с мухоморами, галлюциногенными грибами, которые у нас считаются наркотиками. Как вы выстраивали свою стратегию?
— Грибной бизнес в России новый. В Америке рынку БАДов больше 40 лет. Там приходишь в любое зожное кафе, просишь добавить грибы в свой кофе или салат, и это абсолютно нормально. У них на столах вместо соли стоят баночки со смесью грибов.
В России, когда рассказываешь, что занимаешься грибами, тебя спрашивают: «Какими? Теми самыми?» У людей прочная ассоциация: если грибы — то либо галлюциногенные, либо мухоморы. Это наша боль — объяснять, что мы не мухоморы.
Галлюциногенные грибы — псилоцибин — запрещены. От них можно легко улететь и не прилететь обратно. Дальше — мухоморы. Люди не понимают, что рисков больше, чем пользы. Откуда вы знаете, кто их выращивал, как и когда срезал, сушил и перемалывал. Про мухоморы много всего придумано, и покупатели ведутся. Люди покупают их, чтобы улучшить сон, получить измененное состояние сознания. Многие используют как альтернативу антидепрессантам. Наши грибы — совсем другая история. Это пищевая добавка, насыщенная микро- и макроэлементами.
Как отстроиться от мухоморов? Кажется, что это сложная задача.
— Это очень сложно. Но нам уже три года. Мы завоевали определенный кредит доверия. Тем более люди не только в Москве, но и по всей России стали больше знать про функциональные грибы.
Мы с моим партнером Юлией — популяризаторы грибов, рассказываем людям об их пользе и действии, объясняем, что нельзя сегодня выпить ежовик или кордицепс и назавтра стать здоровым человеком. Это так не работает. Нужно ежедневно правильно питаться, быть физически активным, хорошо спать — все должно быть в комплексе. Грибы просто помогают лучше себя чувствовать, иметь хорошее настроение и мотивацию вставать рано утром, что-то делать*.
Бета-глюкан, который содержится в грибах, — это сильный антиоксидант. Он убивает кислоту, которая попадает в организм после употребления мяса, алкоголя и сахара. Организм, получая дополнительные ресурсы для ощелачивания, не тратит свои. Ваше настроение повышается.
Ежовик работает с мозгом. Этот гриб спасал людей после ковида, помогал восстанавливать нервную систему. Кордицепс позволяет спортсменам быстрее восстанавливаться после тренировок. Рейша — сильнейший адаптоген. Это король среди грибов по своим свойствам. Чага — единственный гриб, который мы не выращиваем. Он растет на березах и обладает противовоспалительными свойствами. Мы привозим его с Алтая и из Сибири.
Мы с Юлией стараемся распространять информацию о наших продуктах среди ньюсмейкеров и лидеров мнений, показывать, что грибы — это полезная пищевая добавка и продукты с ней могут быть вкусными. Например, можно заменить одну чашку кофе в день на наш продукт и снизить риски для здоровья*. Создаем коллаборации. Очень гордимся сотрудничеством с сетью «Кофемания Bez Tarelok». В сети можно попробовать наш шоколад.
О грибном бизнесе и конкуренции
Бизнес чаще всего воспринимается как нечто связанное исключительно с деньгами. Это стремление заработать, купить квартиру, машину, дать детям возможность учиться в лучших школах. Многие предприниматели начинают именно с этих мотивов. Однако тех, кто приходит в бизнес с настоящей миссией, не так уж много.
Но тогда возникает вопрос: а как деньги вообще соотносятся с этим подходом? Насколько доход от бизнеса важен для вас сейчас? Или он отошел на второй план и вы верите, что он вырастет и будет приносить больше прибыли?
— У нас молодой бизнес, причем достаточно сложный, как вы уже, наверное, поняли. Мы работаем в условиях высокой конкуренции: на рынке много компаний, которые привозят грибы из Китая и продают их по совершенно другим ценам. Наш продукт стоит дороже, и на это есть свои причины. Сейчас объясню.
Я уже говорила: мы решили полностью контролировать и наблюдать за созданием нашего продукта. То есть мы выбрали путь контрактного производства. Это гораздо дороже, чем просто купить оптом, упаковать в красивую коробку, оформленную дизайнером, и продать за 200 руб. Именно так поступают многие компании. Это демпинг, который они могут себе позволить, потому что их продукт изначально дешевле — они берут его «из общего мешка» и лишь расфасовывают по баночкам.
В нашем случае все иначе. Наше производство дорогостоящее, а сам бизнес финансируется исключительно нами. У нас нет сторонних инвесторов.
Много ли денег вы вложили?
— Мы уже инвестировали немало средств в этот проект и начали получать прибыль. Сначала мы вышли в ноль, а затем постепенно стали зарабатывать. Однако я и мой партнер Юля можем честно сказать: пока нас не полностью устраивает текущий уровень дохода. Это процесс. Мы верим, что со временем найдем правильные рычаги развития. Мы открыты к вопросам инвестирования, ведем диалог с заинтересованными людьми и надеемся поднять этот бизнес на новый уровень.
На первом этапе было крайне сложно выстроить так называемую ментальную часть — объяснять людям, зачем это, зачем мы вообще этим занимаемся. Честно говоря, мы тратили больше усилий именно на создание и донесение смысла, чем на сам бизнес. Сейчас я не могу сказать, что этот проект «кормит» нас полностью. Конечно, нет. Мы занимаемся и другими вещами. Например, Юля, мой партнер, также является психологом и специалистом по ароматерапии. Я, в свою очередь, читаю лекции, работаю с клиентами и зарабатываю средства через эти направления.
Грибы для нас — это не просто продукт, это наша большая любовь. Мы даже ласково называем их грибочками. Мы искренне верим, что они позволят нам в будущем зарабатывать больше, и активно движемся к этой цели. Это сложный и длительный процесс. Нашему проекту всего три года. Это как ребенок, который только недавно начал говорить, а сейчас уже учится читать стихи. Мы делаем коллаборации с другими проектами, если привести метафору — наш «ребенок» пошел в детский сад, завел знакомства, и его уже начинают узнавать, идентифицировать в своем кругу. Думаю, через какое-то время — возможно, с дополнительными вливаниями, которые мы сейчас обсуждаем, — мы сможем выйти на новый уровень.
Поначалу это был скорее проект энтузиастов. Что-то вроде «а давай попробуем!». Бизнес-план создавался буквально на коленке. Мы просто любили эти грибы. Пили их с 2018 года и хотели поделиться ими с другими людьми. Но теперь мы осознали: мы хотим строить серьезный бизнес.
У нас в партнерстве так сложилось, что Юля занимается деловой стороной: счетами, планированием, финансами. А я придумываю новые смеси, новые коллаборации. Мне ближе творческая часть. Я человек немного отстраненный, воздушный, далекий от цифр. Юля в этом плане — мой баланс, она часто возвращает меня с небес на землю. Я очень счастлива, что у меня есть такой партнер. Она делает всю «черную» работу, которую я не умею.
А амбиции? Ваша компания через 10 лет — кто вы на рынке?
— Мне нравится об этом говорить. Во-первых, мы — признанные лидеры в области суперфудов, к которым относятся и грибы. Этот бизнес активно развивается в России, и наши подходы в этом деле явно отличаются. Это уже совершенно другой уровень ведения бизнеса. Кроме того, мы стремимся расшириться и планируем заниматься производством грибной косметики.
Читать полностью: https://incrussia.ru/woman/yuliya-bordovskih-interview/#gribnoi_kofe














