18 апреля 2025

На стриминге HBO Max начался показ второго сезона постапок-драмы «Одни из нас» — на удивление ладная экранизация видеоигры о тяжелой жизни и хищных грибах. В ожидании выхода второй серии рассказываем, стоит ли пробовать эти шампиньоны.
Просто чтоб напомнить: дело происходит в мире, который двадцать лет назад охватила эпидемия грибка-кордицепса. От неё не шелушатся ноги, зато весь человек превращается в нечто среднее между вешенкой и зомби, теряет рассудок и на всех набрасывается, распространяя споры укусами. Под напором свирепых кордицепсов знакомый мир рухнул. Среди немногих выживших — угрюмый мужчина Джоэл (Педро Паскаль, заслуженный Мандалорец и принц Оберин Мартелл из «Игры престолов»). В самом начале эпидемии он потерял дочь, так что веселиться ему нечего.
Случай его сводит с 14-летней Элли (Белла Рамзи, Лианна Мормонт из той же «Игры престолов»). Постепенно привязываясь, Джоэл находит в ней новый смысл жизни. Элли оказывается важна не только для него: у девочки иммунитет к грибному заражению. Военизированная группировка «Цикады» планирует вскрыть Элли, чтоб создать вакцину. Джоэл, однако, убивает всех на своем пути и выносит находящуюся без сознания девочку из лаборатории. Позже он лжет ей, будто из затеи «Цикад» просто ничего не вышло.

На этом кончается первый сезон; сюжет второго начинается пять лет спустя в городке Джексон на территории, которая некогда была штатом Вайоминг.
Жизнь тут, за надежными деревянными стенами, по здешним меркам сносная: есть топливо, еда и выпивка, празднуют Новый Год, планируют даже открыть школу. Но между Джоэлом и его приемной дочерью все окончательно разладилось: они почти не разговаривают. Может, Элли все-таки подозревает, что про «Цикад» Джоэл тогда наврал, а может, дело просто в переходном возрасте. Правду сказать, дерзит она теперь почти всем и безостановочно. Развлекается, катаясь на разведку в окрестные холмы и мастерски отстреливая из снайперской винтовки случайных зомби.
Джоэл — не смотри что бумер — ходит на приемы к местному психологу Гейл (Кэтрин О’Хара, мама Кевина в «Один дома»), где хлещет с ней виски. Такая теперь у них пошла терапия. Общение идет тяжело: у Гейл тоже серьезные вопросы к Джоэлу. Но как выясняется, это наименьшая из его проблем. Пока людишки слегка расслабились от хорошей жизни, хитрые грибы не дремлют, эволюционируют и изобретают новые способы проникнуть за стены городка. Одновременно с этим к Джексону подбираются выжившие члены «Цикад», которые поклялись отомстить убийце своих соратников и наконец-то выследили его. Особенно предвкушает встречу их предводительница Эбби (Кейтлин Дивер, ужастик «Никто тебя не спасет»): и у неё к Джоэлу тоже личные счеты. «Будем убивать его медленно», — цедит она.

Думается, что-то подобное уже бормочут у своих мониторов многие поклонники одноименной игровой франшизы. Игра-то стала культовой — в первую очередь благодаря «живым» героям. Это был уже не просто классный шутер, а практически игровое кино. За Джоэла и Элли переживали, как за родных. Так что первый сезон сериала, разумеется, вызвал тысячу нареканий. Что Паскаль — недостаточно суров для Джоэла. Что Рамзи — слишком сурова для Элли. Одним не понравилось, что слишком непохоже на игру, другим — что, наоборот, все содрали, как под копирку. Сейчас всё это повторится в десятикратном размере. Новый сезон — по второй части игры, насчет которой и так люто-бешено ругались в интернете.
Но фанатам никогда не угодишь: счастливей те, кто не сравнивал и вообще играть не играл: они могут просто наслаждаться как минимум картинкой. Вайоминг изображает Британская Колумбия, виды гор — сногсшибательные; правда, сейчас уже трудно сказать, где настоящие, а где на компьютере нарисовано. Гриболюди тоже впечатляют жутким внешним видом и добавили в свои ряды кое-каких новых опасных противников. Хореография экшен-сцен выверена до последнего жеста. В необходимые, четко отмеренные моменты добавляют немного откровенной расчлененки, чтобы зритель не заскучал. Для тех же фанатов во всех нужных местах раскиданы пасхалки…
В общем, уже по первой серии видно, что это все тот же аккуратный, чтоб не сказать респектабельный, живописно снятый, хорошо сыгранный, дорого выглядящий сериал. И неудивительно: HBO веников не привыкло вязать и тут не стало. Среди шоураннеров — креативный директор самой игры Нил Дракманн и Крейг Мейзин, создатель «Чернобыля». Снимали, чтоб выстрелило наверняка. Формула прежняя: немного постапокалипсиса, немного вестерна, чуточку разбавить все это старым добрым ультранасилием.

И главная приправа — все это бесчинство должно происходить не с какими-то там полудикими Безумными Максами, а с такими же людьми, как зритель. С этим и в первом сезоне слегка перестарались, и здесь тоже. Почему-то все без исключения герои выглядят, словно они только что из молла, где приоделись в каком-то актуальном кэжуал-сторе: так чистенько, нарядно и опрятно они выглядят. На их свитерах и фланелевых рубашках — ни ворсинки, ни катышка. Все эти жилетки на пуху и джинсы в облипочку выглядят забавно в истории про конец цивилизации и новые темные века. Один только Педро Паскаль хотя бы ходит с клочковатой седой бородой. Вдобавок стал носить очки: надо ж показать, что постарел, время прошло.
Хуже повзрослела Белла Рамзи. Верней, не повзрослела совсем. В этом-то и проблема.
По сюжету, её героине должно быть 19. Рамзи выглядит по-прежнему на 15, но при этом не растеряла своей непередаваемо брутальной внешности и манеры игры «я самое крепкое дерево в лесу». Зато такой вайб — в самый раз для невыносимого подростка. Своеволие и упрямство героини игры тут выкрутили на максимум, превратив в сущую стервозность. Всю первую серию Элли хамит и действует на нервы — не только Джоэлу, но и всем окружающим. Её уравновешивает подчеркнуто милая подружка Дина (Изабела Мерсед из «Чужого: Ромул»), но вместе Элли и Дине так весело, что уже ясно — это они сорвут все надежды окружающих на спокойную жизнь.
Еще будут придираться, похоже, к другой важной героине, Эбби, лидеру «Цикад», которая идет мстить Джоэлу. По игре это как раз она была настоящим танком и универсальным солдатом. Кейтлин Дивер, сыгравшая её, — на вид хрупкая дева; впрочем, у нее есть задатки, чтоб компенсировать это своей игрой, создав по-настоящему жесткий образ.
Словом, если б в кадре были одни только грибы, а не персонажи и актеры с их сложностями, — сериал вышел бы идеальным, не придерешься. Что же делать, придется потерпеть «мясных мешков» еще целых шесть серий.
Матвей Пирогов, специально для «Фонтанка.ру»














