Фасольяно с грибами: почему его нет в наших магазинах?

26 сентября 2014

Грибной ажиотаж, похоже, прошел свой пик и незаметно подходит к завершению. Если бы дождики пролились раньше, то был бы он длиннее. Хотя настоящим любителям тихой охоты и этого периода хватило. А грибов действительно было немерено. Оценивая наплыв людей к утренним поездам, не верилось, что всем им хватит белых, подберезовиков, лисичек.

Однако после обеда все возвращались с наполненными доверху ведрами и корзинами. Словом, кто не ленился, тому грибов хватило и чтобы вкусные блюда приготовить, и для закаток, и даже на продажу тем, кто любит охотиться, не заходя в лес. Грибные ряды удивляли своим богатством на рынках, вдоль автомобильных дорог. А что же в магазинах? Думаю, если и найдете крохотную баночку маринованных грибов, то цена вас явно не обрадует. И производитель, скорее всего, окажется иностранным. Не исключено, что именно тот, кто купил у нас же белые грибы по 3 – 5 долларов за килограмм, после переработки по такой же цене продает уже в стограммовой посуде. Словно заморскую икру.

А где же наши производители? Побывав во многих магазинах, я так и не нашел ни одной отечественной баночки с грибами, словно и не растут они в наших лесах. Нигде не обнаружил салатов и солянок с добавлением их. Согласитесь, странно. Ведь сколько тех грибов надо, когда готовится солянка?! Совсем немного.

в гЗаря1

К слову сказать, на этикетках нашей консервированной и многой другой продукции информация о ее составе набрана таким шрифтом, что без лупы и прочесть очень сложно. А найти название предприятия-изготовителя еще труднее. Какие-то они у нас уж очень скромные. А может, не особо желают себя рекламировать, так как удивить особо нечем: набор солянок тот же, что и был десятки лет назад. И внешний вид их не вызывает желания задерживаться у полки.

Вспомнилось, как несколько лет назад в наших магазинах появилась грибная солянка Кобринского консервного завода. И хотя стоила она дороже обычной овощной, но исчезла быстро. Распробовав ее, покупатели еще долгое время назойливо интересовались у продавцов, не было ли нового завоза. Но те только разводили руками: мол, сколько дали, столько привезли. Видно, и на заводе ее больше нет. А будет ли в нынешнем году? Увы. Как удалось выяснить, предприятие находится в стадии банкротства. Здесь в свое время сменилось немало руководителей, и сегодня вместо прежней продукции, Кобринский консервный завод реализует только… стеклянные банки. Предложили купить и мне. Вежливо отказался.

А что случилось с другими заводами? Уже много лет пробует выбраться из долговой ямы Горынский агрокомбинат. Именно с его помощью планировалось перерабатывать на Столинщине тысячи тонн огурцов, помидоров, капусты, свеклы, зеленого горошка. Пока не получается. Сейчас здесь снова ведется модернизация линии в цеху по производству овощных консервов. Как и раньше, с ее вводом планируется перерабатывать кабачки, капусту, столовую свеклу.

Что же касается овощной солянки с грибами, то и здесь рассчитывать на нее особо не приходится. Хотя, как отмечалось выше, агрокомбинат ориентирован в основном на переработку местного сырья – грибов в ее перечне нет. И причина тому особая: в пострадавшем от аварии на Чернобыльской АЭС районе их не принимают. А если и делают небольшие объемы, то с использованием лесных даров, завезенных, к примеру, из Витебской области. Получают в качестве встречного товара. Проще говоря, как бартер за поставленную туда готовую продукцию, но деньгами не оплаченную. Чтобы хоть как-то снизить свои долги, витебские партнеры предлагают компромиссные варианты сотрудничества – рассчитаться дарами леса. Так было не раз раньше, в нынешнем сезоне грибная тема пока не обсуждалась. Все зависит от того, насколько успешно на агрокомбинате будет завершена модернизация.

На предприятиях мне посоветовали поискать овощную солянку с грибами на родственных заводах в Барановичах и Ляховичах. Как выяснилось, здесь действительно делают продукцию, которую искал, и в немалых объемах. В прошлом не самом богатом на грибы году Ляховичским консервным заводом было выпущено около 100 тысяч пол-литровых банок такой солянки. В нынешнем, если грибной сезон окажется благоприятным, на предприятии планируют увеличить производство овощных консервов с грибами еще на двадцать процентов. И сколько их уже произведено? Пока ни одной, потому что для завода грибной сезон… еще не начинался.

в гЗаря2

Оказывается, не все так просто. Далеко не все грибы принимаются на промышленную переработку и используются при изготовлении овощных консервов. Предпочтение отдается тем, закупочная цена на которые по сравнению с белыми значительно ниже, а переработать проще. Поэтому наши консервные заводы, а также предприятия в других областях заготавливают в основном опята. И даже не летние, а осенние, которые сейчас только открывают сезон. Закупочная цена на них в 5 – 6 раз ниже, чем на белые грибы. Это в итоге позволяет удерживать рентабельность и овощная солянка с грибами доступна по цене покупателю. Перед переработкой тех же опят не требуется большого ручного труда для их очистки, что немаловажно для заготовителей, которые заняты на грибоварных пунктах. В прежние годы их у нас было много, сейчас остались единицы. Собственные грибоварни сохранили Ивацевичское райпо, Ляховичский консервный завод и Барановичский комбинат пищевых продуктов. Число таких пунктов сокращается, потому что работа эта непростая. Во-первых, сезонная, во-вторых, очень ответственная. Надо подобрать специалиста, который и в грибах разбирается, и сможет профессионально их сварить. Одно дело — переработать дары леса у себя на кухне. Да и то, сколько времени надо, а здесь — промышленные объемы. Поэтому, исходя из прежнего опыта, заготавливаются именно те грибы, которые визуально хорошо узнаваемы, и перед тем, как попасть в варочный котел, большой доработки не требуют, а также не теряют своего качества при консервировании.

Так почему же этой продукции нет на полках магазинов? Потому что идет она нарасхват. Как сообщили мне в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов», в прошлом году здесь было произведено 459 тысяч условных банок, или, объясняя попроще, 324,1 тысячи банок по 0,5 литра. В основном это солянка и салат овощной с грибами, соте, картошка тушеная с грибами, фасольяно и т.д. Всей продукции, где в качестве ингредиентов использованы грибы, выпущено на два миллиарда рублей. И где же она, почему на полках увидеть не довелось? А что существует еще и какое-то фасольяно, вообще слышать не приходилось. Это, оказывается, продукт типа рагу, где используются фасоль, грибы, морковь, лук и другие компоненты. По словам производителей, вещь очень вкусная, поэтому долго на магазинных полках не задерживается. Быстро распродаются также салаты и солянки с грибами. Поэтому на всех желающих не хватает.

Вот он и ответ на вопрос, с которым я обошел немало магазинов. Вывод напрашивается сам собой – раз востребованы, так и производить их надо как можно больше. Зачем забивать склады той продукцией, которая не пользуется спросом, а затем ломать голову, как их разгрузить? Зачем искать какие-то хитрые ходы для решения проблемы, которую сами создаем?..

Фото Валерия КОРОЛЯ Автор Адам ТОБОЛИЧ, газета Заря

Белоруссия

http://virtual.brest.by

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.