По лесу тихо не ходить

24 октября 2014

 

Почти четыре десятка лет работал лесником Михаил Москвичев

«Пойдете по грибы в Затон, – сказал мне как-то Михаил Москвичев, – пойте, кричите, шумите, особенно в заросших овражках». Михаил Иванович знает, что говорит. Более десятка лет проработал он в Озерном лесничестве, почти столько же – егерем охотхозяйства «Затон» под Старой Лопуховкой Аткарского района.

Одну из баек о встрече Михаила Ивановича с секачом мне рассказала потом его бывшая коллега, и сейчас работающая в лесхозе, Елена Рослякова. Случилось это весенним днем в зарослях Затона. Как это часто бывало, лесник один проходил по своему участку, определяя объем предстоящих работ по санитарной очистке леса. Оторопел, когда на него из-за кустов вылетел огромный кабан. Не зря говорят, возможности человеческого организма неисчерпаемы. Вот и он, отшатнувшись к сосне, нащупав за спиной сучок, сел. Когда кабан ушел восвояси, слезть с дерева так же легко Михаил Иванович уже не смог – до земли было метра два…

Забавных и не очень историй, незабываемых встреч с дикой природой и теми, от кого приходилось эту природу оберегать, у него за 38 лет работы в лесу действительно немало. Были и угрозы, и шантаж, были и благодарности, и более высокие оценки его трудовой деятельности. В ряду важных для него наград – нагрудный знак Российской Федерации «За многолетнюю безупречную службу в государственной лесной охране».

Соседствующую с Озерным Старую Лопуховку, в которой он родился, за ее климатические и географические особенности недаром величают второй Швейцарией. Отслужив в армии, Москвичев женился на односельчанке Ольге Владимировой, с которой учились в параллельных классах. Девушка успела прижиться в Москве, но он в столице задыхался, уговорил молодую жену вернуться в родные озерные края, на берега Медведицы и Идолги, где по утрам будят людей певчие птицы и петухи, где сам воздух – «хоть ложкой ешь». Устроился в лесничество: рябины, горящие огнем осенних ягод, и лесополоса от Каменки до Новой Осиновки по дороге от села Озерного на Аткарск – его первые посадки. Были потом сосновый бор под Старой Лопуховкой, лесопосадки под Воеводчиной, сотни гектаров других рукотворных массивов, возводимых при его непосредственном участии. В те годы, вплоть до 80-х, Озерное лесничество озеленяло до 60 гектаров ежегодно. В Озерном лесхозе был даже свой лесопитомник. А таких лесхозов на территории Аткарского района было четыре.

С ветром и солнцем, с дождем и тяжелейшим физическим трудом в родстве труженики леса. Опоэтизировали этот тяжелый труд писатели, киносценаристы, считает Михаил Иванович. Вот только когда вышел лесник на пенсию, нет-нет, и заскучает его душа о шуме речных водопадов, лесных звуках и запахах. И тогда садится он с зятем в машину и едет туда, где прошла трудовая жизнь. Пока зять закидывает спиннинг в заводях Медведицы, Михаил Иванович уходит в лес, чтоб надышаться, набраться новых сил. В родном лесу, говорит он, даже воздух – лучшее лекарство от тоски, душевной и телесной хвори.

НАТАЛИЯ ДАВИДЕНКО

http://gazeta64.ru

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.