Здравствуй, груздь!

Потребкооператоры получат господдержку

IMGP3808
Фото: А.Тарасов
Потребительские общества смогут получить гранты на создание, расширение или модернизацию материально-технической базы. Это предусмотрено постановлением правительства, которое внесло изменение в Госпрограмму развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Подробности «РГБ» рассказал председатель Совета Центросоюза РФ Евгений Кузнецов.

— Кто сможет получить деньги на развитие?

— В системе Центросоюза порядка 2800 потребительских обществ. Принимаемые правительством меры предоставят дополнительные возможности для тех, кто хочет развиваться. Определено и финансирование программы, пока на 3 года: в 2015 году — 400 млн рублей, в 2016 году и в 2017 годах — по 1,5 млрд. Уже сейчас идет процесс согласования правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на такую грантовую поддержку.

— Какие основные направления импорто-замещения возможны для Центросоюза?

— Глобально вопрос импортозамещения эта поддержка не решит, акцент в госпрограммах все-таки на поддержке крупных предприятий, но мы решим проблемы импортозамещения на локальном, районном и частично на региональном уровне.

Минсельхоз разработал программу внесения корректировок в этой сфере. Увеличились статьи расходов, по которым сельхозпроизводители могут заполнить образовавшиеся ниши. Вплоть до настоящего времени организации потребкооперации не пользовались государственной поддержкой. Ряд чиновников склонны думать, что потребкооперация может потратить бюджетные деньги на развитие исключительно торговой деятельности. Наконец, подписаны изменения в гос-программу, и впервые наши организации смогут получить возможность господдержки на развитие материально-технической базы для своей деятельности. В какой-то степени и кризис помог, а главное — профильные министерства и курирующий вице-премьер А. Дворкович побороли, на мой взгляд, неконструктивную позицию минфина. Ведь мы выступаем за здоровую конкуренцию в получении финансовой поддержки, для этого при минсельхозе и при региональных министерствах есть соответствующие комиссии по отбору тех проектов, которые претендуют на господдержку. Выделяемые деньги должны расходоваться с максимальной пользой.

В системе потребительской кооперации деньги пойдут на развитие системы заготовки, переработки сельскохозяйственной продукции, которую мы закупаем.

Наши организации традиционно сильны в республиках, где наиболее распространен сельский уклад жизни, — в Республике Татарстан, Чувашии, Удмуртии, где сильна потребкооперация, сельское население производит большое количество сельскохозяйственной продукции. Думаю, что господдержка придаст дополнительный импульс потребкооперации и производству товарной продукции малых форм хозяйствования в этих регионах. Кстати, и в центральной России — Калужской области — существовала и существует региональная система поддержки потребкооперации. Финансирование шло только за счет регионального бюджета. В Новгородской, Ульяновской, Кемеровской, Омской областях и некоторых других есть похожие региональные формы поддержки.

— Какие нормы тормозят развитие потребкооперации?

— Многие губернаторы и вице-губернаторы просят: включите в федеральную госпрограмму организацию потребкооперации, и у нас будет возможность помогать вашим организациям на региональном уровне. Но надо что-то выдумывать, чтобы попадать под указанный критерий, установленный для получения государственной поддержки. Если у нормального, сильного райпо из объема деятельности 60% — это торговля, причем торговля в том числе в труднодоступных местах, в то время как прочие виды деятельности (заготовки, переработки, хлебопечение и многое-многое другое) составляют 40%, то как сделать, чтобы на эти прочие виды деятельности приходилось 70%? В деревнях все автолавки и магазины закрыть, чтобы подпасть под этот критерий? Губернаторы на региональном уровне специфику понимают, так что будем дорабатывать региональные программы. Ну и продолжать убеждать федеральные органы власти, минфин, что эта норма тормозит развитие потребкооперации на селе.

— Вы сможете обеспечить, к примеру, молочный завод, который выпускает йогурты, ягодным наполнителем, который раньше закупался в Европе?

— Это вопрос цены и качества, который определяет для себя каждый завод самостоятельно. На заводе определяют, какую начинку добавлять в йогурт. К сожалению, сегодняшний рынок устроен так, что 95% производителей сосредоточены на минимизации себестоимости. Речь не идет о качестве, натуральных добавках. Есть очень много суррогатов нероссийского производства. Эти заменители, которые покупались в Европе, теперь будут закупаться в Азии, Африке, на других рынках. Если заменители, основанные на «химии», производятся в промышленном масштабе, по определению они дешевле, чем собранная в садах и лесах, по ягодке, с любовью, клюква, малина, смородина. Если кто-то хочет сделать правильные, живые продукты, обратятся к нам. Но большинство формирует продукцию на потоке из сухого молока, с более дешевыми и менее качественными составляющими.

— А на чей стол пойдет ваша продукция?

— Дикоросы идут в розницу. Есть ряд наших небольших предприятий, которые делают кондитерские полуфабрикаты. Они и раньше покупали нашу продукцию. Собрать ягоду — это не импортозамещение. Импортозамещение — это мясо, молоко, рыба. Например, в Томской области с местной администрацией у нас прорабатывается проект на базе потребкооперации делать закупку речной рыбы и организовать ее переработку в консервы. В этом году в Москве планируем открыть гастрономы Центросоюза. На прилавках будет только гостовская, качественная продукция.

— В стране нет ГОСТов!

— Они фактически есть, некоторые предприятия в производстве ориентируются еще на советские ГОСТы.

Да, мы уже отвыкли от качественной продукции. Когда устраиваем дегустации правильных продуктов, народ выбирает ту, которая заполонила прилавки. Вкус-то деформировался. Нас будет сложно приучить к качественным продуктам. В Кабардино-Балкарии, где удивительное горнотравие, предприятия Центросоюза выпускают качественную сметану, но ее никто не берет, она кажется невкусной! Потребитель привык к добавкам. Вернуть покупателей к правильному, натуральному вкусу продуктов очень сложная задача. Такие «правильные» продукты должны быть нацелены в первую очередь на детей.

— Не будет ли гастроном Центросоюза только для состоятельных граждан?

— Это определенно не будет социальным магазином, но и не люксовым. У нас будет продукция кооперативная, а также малых и средних предприятий-переработчиков, ее не увидишь в масс-маркете. Продукция, которая не может по минимальной цене попасть в торговые сети. Мы планируем 1200-1500 наименований. Если масло, то правильное. Если мясо, то лучшее из фермерского хозяйства. Если колбаса, то сделана по гостовским требованиям и из мяса, выращенного без гормонов и антибиотиков. Проверять качество поставки будем сами, ведь мы берем на себя ответственность за товар перед покупателем. Уже сегодня, когда отбираем поставщиков, приезжаем на предприятия, смотрим производство, мониторим качество. В целом можно сказать, что это возрождение магазинов «Дары природы», которые были в советские годы, но уже под другим брендом.

— Так что будет на прилавках?

— Могу точно сказать, что там не будет лосося и курицы, той, к которой все привыкли. У нас будет курица домашняя, не будет бананов, но появится на прилавке морошка, брусника. Мясо, полуфабрикаты, колбаса, сыр, молочная продукция — все будет наше. И будем соблюдать главный принцип — безопасность, полезность, натуральность и качество продукции.

Будет и экзотика, например, варенье из еловых шишек. У нас производится такое в Кемеровской области.

— Почему система потребкооперации в советское время работала хорошо, а сейчас не так, как хотелось бы?

— Во-первых, была стимулирующая система распределения дефицита. Хочешь купить шапку или холодильник, а может, и автомобиль? Сдай сто килограммов клюквы, двадцать шкур лисицы или мясо пятнадцати телят и возьми чек на японский магнитофон или другую технику. Сегодня дефицита нет. Людей очень сложно заставить заниматься разведением скота или сбором грибов в лесу. Многие сельские жители подались в охранники, строители.

Кроме того, потребкооперация, когда закупала эту продукцию, не заботилась о ее реализации. Были планы закупок. Сейчас централизованной системы нет. Сегодня мясокомбинаты сидят на импортном сырье. Из-за роста доллара и евро стоимость импортного мяса неуклонно растет. Для сельского населения именно сейчас появилась возможность вновь заняться личным подсобным хозяйством. Это же выгодно в настоящий момент! К сожалению, народ наш раскачивается очень долго.

— Как Центросоюз может стимулировать народ на селе?

— Должен быть определенный общественный договор. Люди сами должны быть заинтересованы в развитии. Есть же масса способов помочь стране и себе. К примеру, организовать выращивание скота в личных подсобных хозяйствах района, приобрести или построить скотоубойный цех. Мы со своей стороны готовы дать населению молодняк, комбикорма и через шесть месяцев купить мясо и переработать. Причем ради 50 голов строить скотоубойный цех невыгодно. Главное, чтобы скотоубойный пункт был постоянно загружен.

В Новгородской области при поддержке губернатора мы стимулировали население заниматься животноводством. Поставляли поросят, телят, кур, уток, привозили комбикорма, а затем забирали подросший скот и птицу на реализацию. Несмотря на финансовую, моральную и информационную поддержку от региональной и муниципальной власти, в первый год процесс шел тяжело. На второй и третий годы ситуация изменилась. Население поверило в положительную практику, стало заниматься выращиванием скота и птицы с большей охотой. Однако были сложности. По договоренности из пяти выросших поросят нам должны были вернуть четырех, а пятого оставить себе. Но через пять месяцев уже ни одного поросенка не было. Продали, может, пропили. Хотя наши сотрудники знают, кому раздавать, а кому не стоит, все равно результат в некоторых случаях был неутешительный.

Есть и другие примеры в регионах. В Астраханской области два года назад мы раздали в личные подсобные хозяйства десять тысяч цыплят. Затем закупали у населения кур. В Удмуртии, Башкирии, Татарстане проводили такие же успешные программы.

Главное — нужна определенная масса товарной продукции в районе. Если есть интерес у населения, региональной власти, мы готовы работать. Это уже апробированный и крайне эффективный механизм.

http://www.rg.ru

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.