Грибы и личности. Ирина Петровна Горелова: «Осенью 1940-го в наших краях появилось огромное количество белых грибов. Они росли везде»

2 мая 2015

Ирина Петровна Горелова, как и все ее сверстники, все детство отдала войне

Горелова

У кого-то война отняла здоровье, кому-то сломала жизнь, а то и вовсе ее отняла. Тем, кого она лишила детства, вроде, грех жаловаться– подумаешь, какая малость! Нет, не малость – книги, игры, дружеские посиделки, романтика летних ночей, бездумное валяние на горячем песке… Все это прошло мимо Ирины Петровны Гореловой, взвалившей на себя в 12 лет непосильную тяжесть крестьянского труда без скидок на возраст, труда в тылу – ради Победы.

– Ирина Петровна, женщинам проще восстанавливать события, если они вспомнят, во что были одеты. В чем вы встретили и проводили войну?

– Вот этого я как раз и не помню. Все до мельчайших подробностей осталось в памяти, а это вылетело. Мы жили в глухой деревне Абилей Калужской области, без электричества и радио. День 22 июня был жарким – значит, ходила в платье и, скорее всего, босиком. Но помню не это, а то, что у нас тем летом отдыхал офицер с семьей – Алексей Мордасов. В первый же день войны его из отпуска отозвали. Так мы и узнали, что она началась.

А 9 мая 1945 года холодно было, даже снег выпал. Нам в школе объявили, что война кончилась, но мы побежали не праздновать, а рассаду спасать. Соломой ростки обертывали, накрывали дерюжкой – вот так и отметили праздник трудовой победой.

–Предчувствие войны было?

– Не предчувствие было, а предзнаменование. Осенью 1940-го в наших краях появилось огромное количество белых грибов. Они росли везде, особенно много по обочинам дорог и по опушкам. Сколько их ни собирали, они появлялись снова и снова. Тогда старики начали говорить, что очень худой год будет, страшный. Ждали всего, но прежде, конечно, войны.

– Вам страшно было, когда немцы пришли?

– Страх был, но больше за кормилиц своих, куриц. Когда немцы заезжали к нам в деревню, мать быстро одевала нас потеплее, давала каждому по две курицы и отправляла в лес, пережидать нашествие. А леса немцы боялись. К нам фашист подошел уже пуганый и в глухие места не совался. Если решался, то большой колонной и быстро из леса отступал. Для наших же войск – полное раздолье. Они подошли в декабре 1942 года без боев, через леса и овраги. Лошади могучие, фуры огромные, а сами в белых полушубках и таких же ушанках. Молчаливые, хваткие такие– говорят, это были сибиряки.

Читать полностью: http://filevsky-park.mos.ru/presscenter/news/detail/1816080.html

Рубрики: Грибные новости страны и мира, ГРИБЫ И ЛИЧНОСТИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.