6 июня 2016
Ограничить время сбора лесных богатств предложили законодатели Еврейской автономной области. Они предлагают изменить Лесной кодекс, предоставив местным властям возможность устанавливать не только порядок заготовки населением недревесных лесных ресурсов, но и разрешенные сроки для этой деятельности. А также увеличить предусмотренный в КоАП штраф за неправомерную заготовку с одной до двух тысяч рублей для физлиц. Та же статья (8.26) предусматривает конфискацию орудий и собранной продукции.
Авторы поправок объясняют свое предложение заботой о кедрах и желанием привлечь бизнес к заготовке дикоросов. Например, орехи кедра достигают степени полного созревания в октябре. А сбор люди начинают намного раньше, да и способы применяют, наносящие вред деревьям, указывают депутаты.
Они также апеллируют к Лесному кодексу, где говорится, что заготовка лесных ресурсов, сбор лекарственных растений является предпринимательской деятельностью в границах лесных участков, предоставляемых в долгосрочную аренду.
Грибники, с которыми поговорил корреспондент «РГ», на это замечают, что в том же кодексе есть и такое положение: «Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов».
Начальник департамента потребительского рынка администрации Томской области Константин Чубенко в разговоре с «РГ» объясняет, что тут есть тонкая грань. «Правильно определить срок начала заготовки, чтобы люди не рвали зеленую ягоду, не сбивали незрелую шишку — это не запретительная мера, — поясняет он. — Наоборот, мы указываем период, когда заниматься заготовкой лучше всего. Если же речь идет о том, что у людей будет только период с такого-то по такое-то число, то такого, конечно, не должно быть». Томская область славится на всю страну своими «кладовыми» кедра. Для многих местных жителей добыча ореха является серьезным заработком. Для многих из них — вообще основным. В администрации рассказывают, что конфликты с «серыми» добытчиками действительно существуют.
«Нельзя сказать что это носит катастрофический характер. По крайней мере у нас в регионе. Но чтобы не наносить ущерб природе, в первую очередь, конечно же, это надо регулировать», — говорит Чубенко. Но нынешняя формулировка в Лесном кодексе позволяет трактовать полномочия местных властей по-разному.
Процесс заготовки дикоросов был хорошо налажен еще в советское время через систему Райпотребсоюзов. В 1990-х отношения переработчиков с населением перешли в коммерческое русло.
Сейчас сборы постепенно растут, несмотря на нестабильность урожаев и опустение деревень. Сказывается существенно возросший спрос на российское сырье за рубежом. Например, кедр активно скупают переработчики в Китае. А отечественные грибы пользуются спросом у европейских рестораторов. Растет и внутреннее потребление.
Сдать, например, грибы на переработку может каждый, рассказывает коммерческий директор компании «Экопродукт» Ринат Мухаметшин. Пункты приема при грибоварнях находятся в самых урожайных регионах. Навскидку собеседник «РГ» вспоминает Коми-Пермяцкий автономный округ, Архангельскую и Владимирскую области.
Цены на приеме варьируются в зависимости от урожая и конкуренции за собирателя. В прошлом году за килограмм белых грибов платили 100 рублей. Цены на «черные» грибы — подосиновики, подберезовики, маслята — обычно варьируются от 20 до 40 рублей за килограмм.
«И запрещать людям свободно ходить в лес — не лучшая идея», — считает президент Грибного союза Анатолий Фирсов. По его словам, он не знает ни одного случая, когда между арендатором лесного участка и сборщиком грибов возникал конфликт.