27 июля 2016
Окончание. Начало смотрите здесь.
РИГ SAKHAPRESS.RU Открылся сезон сбора ягод и грибов. В лесу довольно часто происходят странные события.
Заядлые ягодники или грибники любят бродить по лесу одни. Встанут рано поутру, еще до зорьки, и бегут в лес. Чувствуют там себя, как дома, знают все потаенные ягодные места, все тропки, которые не каждому покажут. Такой вот заядлой ягодницей была сестра одной моей знакомой. По профессии она – учительница, так что все лето была свободна. И никогда в отличие от коллег не уезжала из родной деревни, не любила летать на самолетах, а практически все лето пропадала в лесу, который знала, как свои пять пальцев.
Ходила всегда только одна, а если кто-нибудь из городской родни хотел за ней увязаться, говорила, что, мол, ходит она быстро, за ней никому не угнаться, а ждать никого не любит. Может, это была жадность. Ведь собранные ягоды, вернее, варенье из них, были для нее материальным подспорьем, особенно ощутимым в те постперестроечные времена, когда заплату и отпускные задерживали всем бюджетникам. Она собирала в основном землянику, ягоду дорогую. Ей даже не надо было уезжать в город для продажи ягод – ее тут же скупали у нее чуть ли не оптом, несмотря на дороговизну.
Один раз мы с сестрой, выехав по землянику в ту деревню, где у нас живут родственники, столкнулись с этой женщиной на опушке леса. Довольно высокая для якутки и очень худая, со странным диковатым взглядом и неприветливым лицом, она, сухо кивнув сестре, быстро прошла мимо нас и в мгновение ока пропала в лесу. «Ну эта даже в самый не ягодный год умудряется набрать полные ведра», – сказала наша родственница. Пределом же наших мечтаний был довольно скромен – литровая банка.
Прошло несколько лет. В одно лето женщина эта по своему обыкновению ушла в лес собирать ягоды. Год выдался неурожайный на землянику. После сухого июня началась такая жара, что нежная ягода засохла на корню. Наверное, потому женщина убрела в другие места и, видимо, случайно оказалась на месте захоронения какого-то шамана, которых в тех местах в прежние времена было, как говорится, пруд пруди. Ягод было маловато, но можно было собрать баночку-другую. Увлеченная сбором женщина не заметила, что стало вечереть. Ей бы тут же уйти, но жадность взяла верх, и женщина упорно ползала по поляне, решив, что будет собирать до победного конца.
Вдруг до ее ушей – это в глухом, удаленном от села лесу! – раздался рокот шаманского бубна, который спустя какое-то время сменился дробным стуком нескольких молотков, забивающих гвозди. Испуганная необычным зловещим шумом женщина, чуть не рассыпав драгоценные ягоды, вскочила с места и бросилась по направлению к селу, что было мочи.
Не помнит, как прибежала домой. Никому ничего не стала рассказывать в тот день, а назавтра пошла к старенькой тетке и поделилась с ней тем, что случилось накануне. Та, расспросив ее, в каком месте это было, тяжело вздохнула. Оказалось, что именно там находился старинный арангас* одного довольно сильного кровожадного шамана, дух которого она невольно потревожила. А стук молотков означал, что в скором времени какому-нибудь жителю села суждено отправиться в мир иной… Тем же летом трое молодых парней утонули в реке.
Говорят, с тех пор эта женщина никогда не ходит в лес одна.
Яна ПРОТОДЬЯКОНОВА.