25 марта 2017
С помощью изотопного метода сибирские ученые установили, каким был рацион носителей одиновской культуры Барабинской лесостепи.
«При потреблении человек накапливает в себе изотопы предыдущих пищевых звеньев, и особенности диеты отражаются в его тканях. Так, изотопный состав зубов показывает «диету детства» организма (момент формирования зуба, в возрасте от 5 до 12 лет), в то время как кости сохраняют информацию о питании последних годов жизни (ребра — от трех до пяти, а более длинные кости — до 10 лет)», – сообщает пресс-служба СО РАН.
Археолог, кандидат исторических наук Жанна Марченко и антрополог, кандидат исторических наук Алиса Зубова из ИАЭТ СО РАН при изучении носителей одиновской культуры Барабинской лесостепи использовали комплексный подход: одонтологический анализ (изучают зубы), а также исследовали бедренную кость: она которая отражает долгий период накопления изотопов.
«Помимо радиоактивного углерода 14С, который после гибели организма, постепенно распадается, в природе существуют еще два изотопа – 13C и 12C, которые не подвержены распаду с течением времени. Как раз по соотношению этих двух изотопов в образце и определяются источники питания — прежде всего, наземного или морского (либо пресноводного) происхождения пища», — поясняет Жанна Марченко.
Как показывает изотопный анализ, древние люди в большей степени были ориентированы на мясо или рыбу. Для наших широт случаев вегетарианства в древности отмечено не было, подчеркивают ученые.
Как показал изотопный анализ, древние люди в большей степени были ориентированы на мясо или рыбу. Изотопный анализ содержания азота и углерода также позволяет различать типы экосистем (морская или наземная) и климатические зоны: аридная — пустынный сухой климат с высокими температурами воздуха, гумидная — с избыточным увлажнением. Чем выше значение азота, тем засушливее (южнее) территория или выше уровень засоленности почвы, уточняют исследователи.
«Если мы фиксируем в коллагене животного или человека значения углерода в 16 промилле, то понимаем, что они могли питаться растениями группы С4, нехарактерными для нашей территории, — рассказывает исследовательница. — Они свойственны для более засушливых районов, а значит, исследуемый нами организм пришел с юга. С другой стороны, такие значения углерода может давать просо, которое культивировали в Древнем Китае еще в шестом тысячелетии до н.э., а со второго тысячелетия до н.э. начался его экспорт в Европу. Увы, на территории Барабы не было найдено палеоботанических следов таких растений».
Также археологи установили, что изотопным методом можно выявить потребление человеком грибов. В археологических памятниках остатки грибов не фиксируются, поэтому вопрос о том, ели ли их люди, оставался открытым. Но поскольку на нашей территории средневековое население и российские переселенцы традиционно ели и заготавливали грибы, археологи решили проверить, можно ли вычислить их потребление через изотопы.
«Мы пришли к выводу, что значения изотопов азота у некоторых грибов — например, у белых и подберезовиков — такие же, как у рыбы, — рассказывает Жанна Марченко. — Скорее всего, при обилии рек и озер в Барабинской лесостепи основу питания одиновцев все же составляла рыба, а не грибы. Но ведь есть территории, где рек и озер не так много, как здесь — например, в лесу: там источников для ловли меньше, а вот грибов достаточно. Так что если у людей окажутся высокие значения изотопов азота, это вероятно будет значить, что грибы могли составлять существенную долю в диете древнего человека. По крайней мере, это потенциальные источники пищи для людей из лесной полосы.
Справка
Одиновская культура – археологическая культура южно-таежной и лесостепной полосы Западной Сибири и Зауралья, хронологическиотносящаяся по уточненным данным к третьему тысячелетию до н.э.
https://academ.info/news/38310