25 августа 2017
Житель села Крутишка Шелаболихинского района Алтайского края Владимир Зырянов по собственной инициативе высаживает сосновый бор. Ему помогают школьники и взрослые, а снабжает сеянцами безвозмездно, топливом и техникой арендатор лесных участков – Каменское лесное предприятие.
Добровольцам предоставляют посадочную машину, сеянцы сосны, ежегодно выделяют топливо для нарезки борозд под деревца. Созданы новые сосняки, посажено народом около 200 тысяч деревьев от арендатора.
Владимир Фёдорович сказал с улыбкой:
– Так все сейчас хотят лес посадить.
В его голосе прозвучала такая уверенность, что у меня духа не хватило возразить. Да, если бы все. Тогда и мусор под деревья не сваливали бы, это же звенья одной цепи – кто леса посадил, тот трепетно относится. Мне рассказывали, что в одном селе мужчины упирались, посадили деревца, а никто из соседей даже не вышел, не помог и спасибо только лесники сказали.
А Владимир Фёдорович гнёт свою линию. Ему хочется о добровольцах больше рассказать:
– У нас сильно помогают, даже очень этим я доволен. Например, Иван Беззубов, он сотрудник полиции, а Андрей Мусохранов – ветврач, главный зоотехник Григорий Чашков, сторож мехтока Виктор Степанов.
Друг детства Валерий Авдюшкин – он в любой момент откликнется, и Иван Котенёв тоже. Они на тракторах каждый год опахивают посадки, прокладывают борозды. Сыновья Котенёва Сергей и Александр тоже с большой ответственностью относятся.
И здесь, признаюсь, остановила Зырянова, он, как поняла, список намеревался продолжить, уже приготовился, пальцев не хватало. А когда же беседовать? Так что, уважаемые люди, простите за то, что не прозвучало многих фамилий, их десятки, не Зырянов виноват, а ему по-прежнему помогайте. Он хорошо сказал: «Без народа я никуда, неужели в одиночку смог? Это наши общие леса».
Кто помогал возрождать здешние борки? Сельские жители Крутишки, Быково, Чайкино. В общей сложности только в этой округе около сотни человек. И свою жену Валентину Ивановну организовал. Она тоже ездила на посадку, было ей дано ответственное задание – готовить школьникам вкусный, сытный обед. А она? Надо так надо, это общее дело для всех будто мёдом намазано. Хочется людям, чтобы леса вокруг зеленели.
За Быково уже 120 гектаров, покрытые лесом. Специально ходил Зырянов в райсельхозуправление. Замерили кулиметром и выдали такую цифру.
– Я только порадовался. Сразу в одночасье столько не посадишь. На этот борок у нас ушло три весны, – говорит Зырянов.
Стоит теперь хороший борок и у озера Тарасово. Самые высокие сосны в 3 метра, а малышки – от горшка два вершка. Тянется на полсотни гектаров.
Красота! Смотрю вокруг, тоже любуюсь. Гляжу, утка выпорхнула. В пойме обосновались краснокнижные птицы. Чёрный аист ходит нарядный. Ах, у них клювы красные, грудки белые, а сами чёрные. Их теперь стало больше, чем раньше. Журавли серые симпатичные тоже лягушек ищут. Подрастают зыряновские сосенки. Зайцы поселились в борках, замечены косули.
Григорий Еремеевич Чашков подвалил осинника на зиму, косули любят веточки пожевать, они зимовали здесь, их охраняли.
Госохотинспектор Игорь Долгов говорит:
– Мужчины относятся с пониманием. Когда сами принимают участие в посадках, намерены беречь природу, сохранить. На голом месте ничего не появится, это давно поняли.
А Зырянов как-то сказал мне, мол, смотрю, как Игорь Долгов работает, к делу относится, и думаю о том, что есть кому после меня продолжать посадки. Потом помолчал немного и заулыбался. Рассказал, как пошёл на днях в борок, а под сосёнками полно маслят. Как не радоваться, что жизнь-то хороша. Конечно, результат виден: деревья подрастают. Их тянут к небесам соки земли, энергия солнца, а что человеком движет? Какая силища? Откуда у Зырянова инициатива и настойчивость? Да, он впереди, затеял большое дело и не отступает.
Размышляла я: в чём же причина? Не поддавалось пониманию, слава человеку остро нужна или что ещё? Чувствовалось, что нет, нечто большое и важное, не фанфары, стоит за всем этим – за маленькими сосенками и прозрачным ручейком. Стою возле него, он торопится, бежит из озера Тарасово по зелёному лужку к болотине, а может, дальше. Зверёк мелькнул. Ожила местность, и всё благодаря лесу, деревцам, которые скрепили корнями зыбучие пески. И всё же… откуда энергия?
Отцовский завет
Неспроста начал он ратовать за свои посадки, вернее, за то, чтобы шаг за шагом пустые бугры занимали махонькие деревца. Какая сила подняла? Что заставило? Оказалось, да, есть неосязаемое и мощное – живая память. Именно она может унести в прошлое и будущее, никакой машины времени не надо. В самое сердце попадает память сына фронтовика. Пулемётчик Федор Андреевич Зырянов геройски сражался в Великую Отечественную войну. Тяжело ранен был на Курской дуге. В госпитале в Москве отлежал тринадцать месяцев и был комиссован. Медали «За отвагу», «За боевые заслуги», орден Красной Звезды, другие награды.
Зыряновы – здешние, коренные, они из Молоково, теперь этого села нет.
Его дед Андрей рассказывал, что зимой на санях возили в Сузун сливочное масло, его потом отправляли в Англию, в селе было два колхозных маслозавода. А отец вспоминал про борки. Говорил, что на песчаных буграх между Киприно и Молоково до войны они росли. Потом бугры оголились от пожаров и вырубки. Отец сильно переживал по этому поводу, как лес вернуть?
Тогда молодой был, мимо ушей слова отцовские пропустил. В девяностом году отца не стало. И вроде забыт был тот разговор, а жизнь шла своим чередом. Как-то беседовали с Валерием Логиновским о том, что необходимо восстанавливать посадки, там где лоси верхушки обкусали. Говорили о возрождении лесов, больших и малых проблемах. После этой встречи время минуло, но вдруг в один прекрасный момент отцовские слова про борки сердце пронзили, как во сне ходил, догадавшись, что ничего случайного в жизни не бывает! Так вот зачем отец напоминал про леса, про то, что надо возвратить сосны на землю, где они росли. Он завет давал, наставление делал. Снова спать не мог.
Он ходил на голые бугры, собирал клубнику и думал о том, как же это сделать, чтобы здесь деревья росли, как в те годы, о которых отец говорил. С неба не упадут.
Через год пришёл к Валерию Логиновскому, директору лесного предприятия. С ходу сказал: «Давай посадочный материал». Тот спросил: «Сколько? Тысяч двадцать, говоришь?» Ну и выдал без комментариев. Не сомневался. И посадили сообща. Радостно, что люди откликнулись. Наведывался к сосёнкам, интересно же, как подрастают. Уже времени достаточно прошло, и вот оно – горе горькое, как обычно, на голову свалилось нежданно-негаданно.
Подлая рука сожгла
Из рассказа Владимира Зырянова:
– Весна, сушь, жара. А на душе как-то вроде кошки скребут. И вот прилетело: мне мужики говорят, мол, где ты посадил, там сожгли. Я вначале и не понял, а потом меня самого как обожгло. Неужели сосёнки? Помчался, а они росли в 17 километрах от дома. Приехал – нет леса, огонь как языком слизал, только дудки торчат. Стоит будулыжина голая. Столько усилий в дым ушло. Защемило в груди. Три дня не спал. Ходил из угла в угол.
Нарушителей нашли. Объясняли они, мол, поджигали, чтобы клещи сгорели. Тогда я егерем госохотнадзора работал, позвал рыбинспектора из Камня-на-Оби Анатолия Штоколова, за два дня составили 18 протоколов.
Тем ребятам сказал: «Мальчики! Безнаказанности не ждите. Отвечать придётся. И так будет всегда!» С тех пор ни одного случая не произошло. Теперь посажен Владимиром Зыряновым лес длиной 3 километра и шириной до 400 метров. Растёт? Да. Хороший, крепкий лес, настоящий молодой бор, который непременно окрепнет и когда-то превратится в вековой бор.
Наверное, всё идёт по своему плану. Иначе как понять, что унесло огнем его первую посадку? С тех пор на том месте не сажали. Далековато. И вот странная история: то место начало заболачиваться, будто Природа показывает, что же люди, спалившие молодые сосны, наделали. Природу обворовали. Вроде как необходим был наглядный урок для всех. Может, и так.
О матери
– Феоктиста Ивановна была женщиной чрезвычайно доброй и властной. Как это? Ну, когда скажет, что бурундук – это птичка, и не обсуждается. Нас у неё четверо сыновей, я – третий, уже большой, а мама говорит: «Поедем по ягоды». Нам хочется гулять, есть свои дела, но не смели перечить – шли по ягоды или грибы. Беспрекословно выполняли материны просьбы.
Своё «я», конечно, знал и позиции отстаивал. Кстати, как это в жизни помогло? Во всём помогало. Например, ни одного суда не проиграл по браконьерам, когда работал в госохотнадзоре, и потом при различных нарушениях любую ситуацию до мелочей проверял досконально. Будто перед матерью отчитывался. А отвечал за два района – Шелаболихинский и Тюменцевский.
Своих детей воспитывал, как меня мои родители, в строгости. Дети говорят, что есть польза, когда приучены держать слово. Сын Александр служит в ракетных войсках, дочь Ольга тоже живёт в Сибирском. Кстати, внук Лёня приезжал на посадку сосен из Сибирского дважды в год. И внучатый племянник Федя, он живёт и учится в Крутишке, тоже помогает.
Земля не сбежит
Глава Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Сергей Исаенко в беседе подтвердил, что в их сельсовете под народные посадки беспрепятственно выделяют неудобицы, пустующие участки.
– Замечательным примером народной инициативы является труд жителя села Крутишка Владимира Зырянова, – сказал он.
А с директором школы Сергеем Долговым мы познакомились возле того самого ручья. Смотрел он внимательно на школьников, которые отправились поглядеть, как подросли их деревца, и заметил вдруг:
– Желающих принять участие в посадке деревьев много, стараются заслужить право поехать на создание леса, подтягивают успеваемость и дисциплину. У детей масса впечатлений.
А потом Сергей Николаевич рассказал о том, что очень это важно, когда у школьников есть деревья, которые они посадили своими руками. Это очень серьёзно. Владимир Фёдорович приходит в школу, в торжественной обстановке рассказывает, сколько посажено сосен, вручает призы. И такая это гордость и радость для детей.
– Так? – спрашиваю школьников Крутишинской школы Лиду и Николая Гнётовых, Машу и Даниила Стрелковых.
– Точно! – подтверждают они слова директора школы.
«Постойте, – говорю, – а Лёня Зырянов приехал на посадку?» Смеются дети: приехал, вон идет. Ага, так это с Лёней, когда ему было чуть больше двух лет, дед отправлялся в лес, на луга? Когда подрос, брал его с собой в поездки. Научил водить машину, управлять моторной лодкой, разбираться в механизмах. Кстати, Леонид Зырянов поступил нынче в машиностроительный колледж в Барнауле. Дед говорит, что пригодится профессия для большого дела сохранения природы родного края.
– Мы с Сергеем Долговым, когда он работал ещё учителем, обсуждали идею создать школьный детский экологический клуб. Надеюсь, что всё теперь получится, – делится Владимир Зырянов.
Владимир Фёдорович уверен в том, что лёгкая рука и большой интерес к природе дают соснам большую силу. И вообще, когда деревце посажено с любовью, оно лучше растёт.
Уже третий год Киприно высаживает сосенки. Директор предприятия «Кипринское» Алексей Егоров тоже берёт сеянцы. Хорошее дело.
Теперь Владимир Зырянов трудится егерем в Тюменцевском обществе охотников и рыболовов. Его возглавляет Виктор Стрелков. Нынче члены районного общества посадили шестьсот сосёнок.
– Я тоже принимал участие, – сообщил Владимир Фёдорович.
Разве кто сомневается, чтобы без его помощи прошла посадка? Так сказала, а Владимир Фёдорович вроде не понял, или так показалось. Но он начал говорить о том, что не хочет сидеть у окошка смерти ждать. Нет! Так он выразился. Он как те люди, которых с детства запомнил: всегда в работе.