23 сентября 2017
Когда город выходил на свой главный праздник, она пошла в лес за грибами. Выйдя буквально за околицу, Людмила Литвинцева исчезла. Самая масштабная в истории Нерюнгри поисковая операция результата не принесла. Но позволила следователям говорить об убийстве.
В пятницу, 25 августа, Нерюнгри отмечал День шахтера. По вечерам на свой главный праздник здесь собирается весь город. Присоединиться к землякам планировала и 45-летняя работница местного Водоканала Людмила Литвинцева. Но, воспользовавшись редким погожим днем, в ожидании мужа с работы пошла в лес по грибы на свою любимую поляну. Искать ее начали тем же вечером. Но и спустя месяц сотням полицейских, спасателей и волонтеров остается лишь разводить руками. А то, что они все-таки нашли буквально вблизи городского проспекта, заставляет предположить самое страшное.
В лесу у города, где, кажется, заблудиться невозможно и много грибников, через несколько дней после начала поисковой операции были обнаружены нож, ведро и вся одежда, включая нижнее белье Людмилы Литвинцевой. Одежда была притоплена в луже и придавлена камнями. Следов крови не обнаружили. Но странные проколы сейчас заставляют экспертов ломать голову.
Игорь ЛИТВИНЦЕВ, муж пропавшей женщины:
— Никаких новостей у нас нет. Мы продолжаем поисковую операцию. Сейчас мы прочесываем тайгу в районе птицефабрики (в трубке слышатся голоса перекликающихся людей – С.С.). Надежда?.. Надежда всегда есть, но пока мы Людмилу не нашли.
— Но ведь район птицефабрики находится в совершено другой стороне от того места, куда пошла за грибами ваша жена.
— Мы постоянно расширяем район поиска. И уже просто идем по всей тайге. Вот дошли до птицефабрики.
— Игорь, вспомните, пожалуйста, день, когда пропала ваша жена.
— Ее рабочий день был до 12 часов дня. А у меня смена до вечера. Весь город отдыхал, собирались праздновать День шахтера. У Людмилы была любимая грибная поляна за СТО-777. Это буквально сразу за проспектом Мира, рядом с городом. Раньше, когда у нас не было машины, она часто туда ходила. Тревогу я начал бить часов в 7 вечера, сразу организовали поиск в этом месте. На следующий день началась полноценная поисковая операция. Мы с волонтерами продолжаем ее до сих пор.
— У вас дети есть?
— Две взрослые дочери, но они живут в других городах.
— Игорь, обычно в таких случаях первыми под подозрение попадают родные. Вас проверяли на причастность к пропаже жены?
— Конечно. Несколько раз вызывали, допрашивали. Сейчас уже не беспокоят. Путь Людмилы в лес проследили по уличным видеокамерам. Видели, в каком именно месте она в него заходила. Полицейские также нашли свидетеля, который разговаривал с ней уже в лесу. Судя по видеокамерам, из тайги Людмила больше не выходила.
— Говорят, вы опознали вещи, которые были обнаружены в лесу.
— Да, это были наш нож, ведро и вещи Людмилы. Следов крови на одежде не было. Но говорят, нашли какие-то проколы.
— Вы объявили награду в миллион рублей за информацию о местонахождении жены. Насколько мне известно, вы – шахтер. Откуда такие деньги?
— Да, я работаю на шахте в «Нерюнгриуголь». Если будет какая-то информация, буду занимать, обращаться за помощью на предприятие.
Анатолий ГЕЖА, начальник Нерюнгринского поисково-спасательного отряда:
— Самое плохое в этой ситуации, что все поиски построены на предположении. То есть она пошла, перешла дорогу, предположительно в этом районе собирала грибы. Поэтому район поиска был максимально широк. Мы ушли вглубь тайги на пять километров. Одновременно в поисковой операции принимало участие до 140 спасателей, полицейских и волонтеров. К операции привлекались кинологи. Но результата нет. Активная фаза поисковой операции была десять дней. В это время, кстати, в Нерюнгри и снег выпадал. Сейчас официально поиски приостановлены.
В месте, где обнаружили вещи, мы откачали водоемы при помощи пожарной машины и произвели раскопки. Мы бросаем в воду «кошку», она крюками за что-то цепляется. Когда тянешь, ощущение, что зацепил тело. Поэтому приходилось откачивать воду. А там оказывались автомобильные покрышки. Потом завалы, где руками, где экскаваторами, разгребали. Облазили все бункеры, развалины в районе поиска – ничего.
Олег ПОПОВ, координатор волонтеров:
— Мы уже несколько лет занимаемся поиском пропавших людей, координируем свою работу со спасателями и полицейскими. Есть своя группа единомышленников, но обычно собираем людей через WhatsApp, соцсети, знакомых. Литвинцеву в Нерюнгри знают многие, и многие сразу откликнулись. Уже в первый день поиска 60 волонтеров собралось. На третий день, когда уже стало ясно, что это криминал, свою поисковую работу мы организовали в той части, что отмечали места, которые осмотрели. Теперь искали уже следы, которые могла оставить Литвинцева. Сейчас по требованию следователей показываем, где были. Если нужно, провожаем туда экспертов.
— Олег, в этой части тайги стоят самодельные то ли шалаши, то ли избушки, которые построили себе бомжи. Вы их обследовали?
— Да. И с бомжами беседовали. Но я не думаю, что это они. Заблудиться в этом месте вообще нереально. Мы в начале думали, что, может, ей плохо стало. Может, ногу сломала. На это рассчитывали. Сейчас основной упор в этом районе делается на осмотр многочисленных водоемов. Где могли, мы их сами облазили. Помогал даже аквалангист-любитель. Сейчас следователи привезли подводную видеокамеру, с помощью которой обследуют дно.
Когда стало ясно, что в лесу у города произошло что-то страшное, Нерюнгри заполонили слухи. Возбужденное Следственным комитетом уголовное дело об убийстве Людмилы Литвинцевой только подогревало такие настроения. Рассказы о маньяке, терроризирующем женщин, обрастали все новыми подробностями. Их регулярно опровергали, но этим, кажется, лишь добавляли жару. Главная почва для слухов, конечно же, была в самой загадочной истории Людмилы Литвинцевой, бесследно канувшей буквально у городской околицы. И те находки, которые потом сделали поисковики.
Дмитрий БАЗИЛЕНКО, начальник полиции Нерюнгринского РОВД:
— Маньяка нет – 100%. Была информация о том, что какой-то человек бегает по городу, к девушкам пристает. Мы поймали одного, но там совершенно другая история. Ничего похожего на маньяка в Нерюнгри не было. И я не скажу, что ситуация с пропажей Литвинцевой какая-то сверхординарная. Но, поскольку возбуждено уголовное дело, я комментировать его не могу.
Дмитрий МУРАШКО, руководитель Нерюнгринского отдела Следственного комитета:
— Вся информация сейчас проверяется и перепроверяется. На нашем языке – проводится комплекс следственных, оперативно-розыскных и поисковых мероприятий. Уголовное дело об убийстве возбуждено по факту исчезновения женщины. Установлено, что сама она никуда уезжать не собиралась, и никто ей не угрожал.
— В каком состоянии находились вещи Людмилы Литвинцевой, которые в тайге обнаружили поисковики?
— Мы все передали на исследование экспертам. Их заключение пока не получено. Так что говорить о чем-то конкретном слишком рано.
Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний
http://bloknot-yakutsk.ru/news/brilliantovaya-yakutiya-kotoruyu-my-poteryali-885730