14 апреля 2018
Андрей Сапаев, музыкант: «Музыка всегда со мной»
Джаз, рок, классика – далеко не полный перечень профессиональных интересов музыканта Андрея Сапаева, сына известного композитора Эрика Сапаева, автора первой марийской оперы «Акпатыр», которой в этом году исполняется 55 лет. Андрей Эрикович считает, что настоящая музыка, способная повлиять на зрителей и самих артистов, должна быть искренней. О жизни в мире музыки он рассказал редакции «ВНД».
— Почему Вы выбрали джаз? И почему, как Вы считаете, музыканты выбирают именно это направление?
— Джаз – это серьёзная, «взрослая» музыка. До неё нужно дорасти. Музыканты, как правило, начинают с чего-то попроще. А потом человек взрослеет, его интересы меняются. Нам ведь уже не интересны детские книжки, когда мы выросли, мы начинаем читать серьёзных авторов, Льва Толстого, например. Так и здесь. Я тоже «дорос» до джаза, хотя не ставил себе такую задачу, ведь музыка всегда была со мной.
— Что Вы играли до встречи с джазом?
— Буквально всё! И классику, и популярную музыку, и рок в своем ансамбле ВИА «Мари» в филармонии…
— А, «приходи до петухов – переплюнем всех «битлов» — это из вашего репертуара?
— Да, было, было… Мы даже стали лауреатами всесоюзного конкурса Сочи-80, заняли первое место, тогда как популярный в стране ансамбль «Фестиваль» Максима Дунаевского смог занять только третье место. Я и до сих пор играю рок, когда попросят. Это же здорово!
— В чём, на Ваш взгляд, особенность джаза?
— В джазе много возможностей для развития фантазии, для импровизации, которой, конечно, очень много. Это демократичная музыка, лишённая условностей.
— Наверное, в джазовом оркестре «Орбита» тоже много свободы?
— «Орбита» — это своеобразный клуб по интересам для музыкантов, наподобие клубов филателистов или шахматистов. Любой участник, например, певец может предложить песню, которую мечтает исполнить. И мы её играем.
— А как Вы пришли в оркестр?
— В этом коллективе для меня все свои: кого-то я знаю с детства, с кем-то мы вместе учились в музыкальной школе или в училище. Получается настоящая джазовая семья, команда со своими мечтами и стремлениями, куда люди приходят ради удовольствия поиграть большим коллективом.
— Что Вас вдохновляет на импровизации?
— Настроение. Вообще, выходя на сцену, хороший музыкант должен настроиться. Зритель не виноват, что музыканта, скажем, облили водой или ему сказали что-то неприятное, или он «встал не с той ноги». Если исполнитель сумеет поднять себе настроение сам, он посылает положительные эмоции в зал, а они возвращаются. Это такая радость!
— Как Вы это ощущаете?
— Отдача зала чувствуется сразу, это даёт энергию, которую невозможно не заметить. Если же отклика нет, понимаешь: «Что-то здесь не то!»
— Как Вы считаете, джаз меняет человека?
— Любой вид искусства меняет человека. Творческий человек, будь то художник, поэт или музыкант всегда духовно меняется, когда занимается искусством. В настоящей, искренней музыке не бывает обмана. Когда музыкант играет какую-то вещь, он должен прочувствовать ее дух, войти в образ.
— Есть ли у Вас любимый музыкальный инструмент?
— Я люблю все инструменты, но в оркестре играю на клавишах. Фортепиано было в моей жизни с детства благодаря родителям. Первый год обучения в музыкальной школе, конечно, играть не хотелось. Все ребята после уроков шли играть в футбол, а я – на занятия музыкой с папкой нот в руках. Было очень обидно. Но потом втянулся, заинтересовался, окончил музыкальное училище и теперь всю жизнь занимаюсь музыкой.
— Наверное, кроме музыки, у Вас есть множество других увлечений?
— В нашем оркестре у всех есть какие-то увлечения: среди нас есть и рыбаки, и охотники. Я же грибник. Каждый грибной сезон регулярно отправляюсь на «тихую охоту», но не заготавливаю грибы в промышленных масштабах, а собираю их просто для себя, для души.
Альмира АХМЕДЗЯНОВА
http://www.vnd12.ru/news/i-peoples/15003-andrey-sapaev-muzykant-muzyka-vsegda-so-mnoy.html