25 апреля 2019
Василий Конопатин: «Стараюсь быть в «тренде»
Заслуженный артист России готовится к бенефису.
Заслуженному артисту России Василию Конопатину в начале апреля исполнилось 70. Из них 40 лет он играет на сцене областного драмтеатра. В творческом багаже актера – более 100 ролей. В ближайшее время состоится его бенефис. О театре, о времени и о себе Василий Конопатин рассказал корреспонденту «НГ».
— Василий Яковлевич, 3 апреля Вам исполнилось 70. Вы – один из самых опытных актеров пензенского драмтеатра, успешный режиссер, Вас любит публика. Какие мысли приходят в юбилейный год?
— Я об этом не думаю. Я просто живу, стараюсь работать, быть, как говорит молодежь, «в тренде». Сейчас я репетирую главную роль в новом спектакле режиссера Валерия Маркина «Нахлебник» по пьесе Тургенева. Но я не хочу, чтобы это был бенефис. Пусть это будет спектаклем для зрителей, а не для меня.
— Каждый ваш выход на сцену – это всегда искренний разговор со зрителем. Как Вам удается найти нужный тон и расположить к себе публику?
— Даже не знаю. Наверное, на моей актерской игре сказывается моя богатая школа жизни. Сначала — советская школа, потом — институт, также и родительская школа повлияла на меня. Мои родители были учителями. Мама — директором школы, папа — учителем математики. Я учился сначала в пензенских 25 –й и 26 школах. А потом в 217-й школе Заречного.
— Когда Вы решили стать актером?
— Я стал актером неосознанно. Во мне, видимо, всегда была какая-то тяга. Я играл в народном театре, театре миниатюры. Мы сами писали сценарии, ставили спектакли, причем очень приличные и сами играли в них. Я всегда остро ощущал зрительский посыл, некую обратную связь. А в театральный вуз я пошел, когда мне уже было 22 года. Я закончил режиссерское отделение Ленинградского института культуры.
— Чем запомнилась учеба в Ленинграде?
— Это было незабываемое время! Мы, студенты, ходили на спектакли ленинградских театров, общались с гениальными людьми из мира искусства, посещали мастер-классы в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. А в свободное от учебы время снимались в массовках на «Ленфильме». Причем получали за каждую съемку по семь рублей. А еще я подрабатывал днем -дворником, а ночью — грузчиком в магазине. Так что в целом, по деньгам – очень прилично получалось.
— Кроме мира искусства, вы имеете отношение и к миру техники…
— Да, с техникой я, действительно, на дружеской ноге. После окончания школы я работал монтажником на приборостроительном заводе, учился в Пензенском политехническом. Я и сегодня могу починить компьютер. Собственный автомобиль я всегда ремонтировал сам.
— Последние годы в пензенском драмтеатре Вы чаще выступали в качестве режиссера?
— Я почти пять лет не играл в новых спектаклях. Знаете, с возрастом репертуарная планка понижается. Пьес, где есть роли стариков, не слишком много. А в качестве режиссера, я поставил несколько спектаклей. Даже не знаю, какой из них особо выделить. Все они – мои любимые, так же, как и все сыгранные мною роли. В каждой – свои прелести и свои недостатки. Но могу сказать точно: что попало играть и ставить я никогда не буду. У меня есть некая планка, ниже которой я не буду опускаться. Наверное, эту планку мне определили великие актеры — я очень люблю представителей старшего актерского поколения — Михаила Ульянова, Владислава Стржельчика, Николая Трофимова, Татьяну Доронину.
— Как проводите свое свободное время?
— Я всю жизнь люблю бродить по лесам и собирать грибы. Я делаю соленья, и потом угощаю друзей баночками с маринадами. Когда-то мы с женой купили дачный участок на Барковке. С тех пор это мое любимое место в Пензе, здесь я отдыхаю. Иногда люблю порыбачить. А когда был молодым, то часто с друзьями ходил на лодках в походы.
— Вы часто играли у известных режиссеров. Наверняка получали предложения работать в театрах Москвы.
— Да, такие предложения, действительно, были. Но мне никогда не хотелось уезжать из родной Пензы. Я здесь врос корнями. Наверное, я очень тяжел на подъем. Конечно, я очень люблю Ленинград, но у меня никогда не было мыслей навсегда там остаться. Я всегда рвался в Пензу, к друзьям, к маме и папе.
— Как Вы оцениваете современный театр?
— Есть такой анекдот: Сара спрашивает Абрама: как ты считаешь, советские актеры хорошо играют ? А он отвечают: Я думаю, что советские актеры с каждым годом играют все лучше и лучше. Я бы сказал, что современный театр переживает некий упадок, декаданс, кризис. Видимо, настало время, когда должен произойти такой нарыв, как чирий на теле. Это необходимо. После этого исчезнет вся накипь, пена и останется настоящее.
— У Вас есть творческая мечта?
— Мечта у меня, конечно, есть. Но о ней я лучше промолчу. http://ng58.ru/news/culture/vasiliy_konopatin_starayus_byt_v_trende_/