20 мая 2013
В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Коми в очередной раз обсудили проблему переработки дикоросов в республике. Предприниматели объясняли, почему они не хотят заниматься консервированием грибов и ягод, а руководитель администрации Сысольского района Владимир Мальцев, наоборот, горел желанием построить перерабатывающий завод в своем муниципалитете.
ТЕМУ, которая обсуждается не первый год, в очередной раз подняли на заседании координационного совета по вопросам взаимодействия производителей продукции с организациями торговли. Министр сельского хозяйства и продовольствия Сергей Чечеткин посетовал, что в бизнес-планах предпринимателей он по-прежнему не видит проектов по глубокой переработке грибов и ягод – только сушка да заморозка. Дикоросы увозят далеко за пределы Коми, а потом возвращают переработанными и значительно набравшими в цене. Тем, кто займется глубокой переработкой в республике, давно обещают хорошую материальную поддержку, но охотников пока не находится.
– Три или четыре года говорю: сделайте клюкву в сахаре. Вот тот, кто ее сделает, будет первым по поддержке в Коми! – пообещал министр.
Напомним, клюкву в сахаре, точнее в сахарной пудре, в республике уже производили во времена СССР в Сысольском районе.
Кроме посулов министра, вдохновить присутствующих на переработку ягод и грибов должен был доклад начальника отдела пищевой и перерабатывающей промышленности министерства Наталии Колбасюк, которая поведала о том, как обстоят дела на мировом и российском рынках ягод и грибов, об объемах заготовки дикоросов в Коми. Как оказалось, больше всего ягод в республике собирают в Вуктыльском, Усть-Куломском, Ижемском, Сысольском, Троицко-Печорском районах, самые грибные районы – опять же Усть-Куломский и Троицко-Печорский, а также Печорский и Корткеросский.
РУКОВОДИТЕЛЬ администрации Койгородского района Юрий Перепаденко объяснил, почему предприниматели не торопятся создавать заводы по консервированию грибов и ягод: погоде не прикажешь – вдруг установится такая, что три года подряд будет неурожай? Тем временем сбор грибов и ягод для сельского населения района важная статья доходов – семья за сезон может выручить 20-30 тысяч рублей.
Директор усть-куломского ООО «Флора» Галина Попова тут же заинтересовалась, почем в Койгородском районе принимают дикоросы и как колеблются цены на них в течение сезона. Как выяснилось, у нее самой возникают проблемы с приемкой грибов и ягод у населения, поскольку приезжие скупщики склонны задирать цены. Поэтому, по мнению Г.Поповой, цены нужно регулировать централизованно, на правительственном уровне.
В целом же, по словам предпринимательницы, бизнес по приемке и первичной переработке дикоросов – дело рискованное, без попутной подработки не выживешь (ООО «Флора», к примеру, еще и дрова заготавливает, и дороги чистит), поскольку никогда не знаешь, купит у тебя «глубокий переработчик» грибы и ягоды или нет.
– Были годы, когда у меня чернику чуть ли не с руками отрывали, увозили в Смоленскую область, Литву, даже не дожидаясь, пока заморожу. А сейчас у меня в морозильнике 19 тонн черники лежит – никто не берет, потому что в Белоруссии в этом году урожай был, – рассказала Г.Попова. – А так хорошо у меня берут свежие белые грибы, везут в Минск, там перебирают. Что получше – в Германию перепродают, а плохие перерабатывают…
СООБЩЕНИЕ, что россиянам из коми грибов достаются исключительно некондиционные, взволновало руководителей Сысольского и Усть-Куломского районов Владимира Мальцева и Дмитрия Шатохина, тут же шепотом обсудивших, сколько «мяса» может содержаться в магазинных консервированных грибах.
Койгородский бизнесмен Евгений Грищенко подробно объяснил, почему он, вполне успешно занимаясь первичной переработкой дикоросов, не будет браться за глубокую. Во-первых, рынки сбыта (крупные торговые сети) находятся далеко от Коми, везти продукцию невыгодно. Три производителя стеклотары расположились вокруг Москвы, то же самое с крышками – невыгодно везти уже к нам. Во-вторых, уже упомянутая возможность неурожая. Все крупные предприятия, где консервируют дикоросы, имеют другие продукты-«локомотивы», например огурцы, кабачки, клубнику. В-третьих, организовать такое предприятие довольно затратно. Так что в Коми дикоросы гораздо выгоднее морозить и сушить, причем, по словам предпринимателя, проблем с невыкупом товара у него нет, поскольку он заранее заключает договоры с крупными переработчиками и работает фактически под заказ.
Сергей Чечеткин, видя, что его мечта о глубокой переработке в Коми ягод и грибов попирается грубой реальностью, заспорил было, что не так уж это и затратно – организовать маленькое производство. У финнов, к примеру, есть заводики, где всего 2-3 человека работают, а автоклавы, на дороговизну которых ссылаются присутствующие, у каждого второго уже на кухне стоят в виде мультиварок.
– У нас не Финляндия, – раздался ехидный смешок из зала. – Заставят каждый гриб на анализ нести!
ТАК что бальзамом для министра пролилось только выступление руководителя администрации Сысольского района Владимира Мальцева, который заявил, что хоть сейчас готов запустить у себя в муниципалитете завод по переработке дикоросов в помещении бывшего молзавода, куда бы свозились грибы и ягоды со всей Коми, благо расположен муниципалитет удобно. Это, кстати, снизит риски неурожая – если в одном районе черника не уродилась, в другом дела могут обстоять лучше. И вообще, у муниципалитета в советские времена уже был опыт по переработке дикоросов, пора его возрождать.
Присутствующих тут же заинтересовало, почему, если в Сысольском районе такие чудесные условия, никто не берется устраивать там «глубокоперерабатывающий» завод?
– Приезжают, смотрят, берут документы на ознакомление и больше не возвращаются, – развел руками В.Мальцев. – Добираются до Сыктывкара и тухнут тут почему-то…
– Это потому что мы им тут глаза открываем, – пояснила заместитель министра Надежда Потапова.
Впрочем, у Владимира Мальцева было еще чем козырнуть. Он сообщил, что обещанная министром в начале заседания поддержка тому, кто будет делать клюкву в сахарной пудре, должна уйти в Сысольский район. Потому что здесь, в поселке Визиндор, уже запущено производство этого продукта.
– Сам я, правда, эту клюкву не видел, – пояснил В.Мальцев. – Но люди говорят, что уже пробовали.
Впрочем, как рассказали нам на упомянутом визиндорском предприятии, клюкву здесь еще не пудрят. Выпустили пробную партию ради проверки оборудования, но производство еще не запущено, поскольку не сертифицировано. Так что возрождения деликатеса советских времен стоит ждать к осени.
В результате было решено, что над проектом завода по переработке дикоросов со всей Коми стоит хорошенько подумать. «В куче батьку проще бить», – высказался Сергей Чечеткин, отметивший, что для строительства завода нужен глубокий карман, он же длинный рубль, так что стоит все хорошо рассчитать, учесть опыт других регионов.
Анна Потехина.