27 марта 2022
Врачи советуют съедать около семи килограммов ягод в год. Пока же на среднестатистического россиянина приходится 70-80 процентов от этой нормы. В последние годы шел активный рост потребления: россияне все реже выезжали в леса с лукошками и все чаще покупали ягоды или продукты из ягод в магазинах. Проблема в том, что на полках магазинов в основном представлены иностранные ягоды, продукт этот скоропортящийся, сложный в хранении и, прямо скажем, недешевый. «РГ» спросила у экспертов, что дальше ждет ягодный рынок в России и когда на полках супермаркетов появится своя местная малина и клубника.
Местная доля
Какова доля импорта на российском ягодном рынке? На этот вопрос так просто и не ответить.
«Уровень самообеспеченности на внутреннем рынке ягод составляет более 90 процентов. Существенную долю российского рынка (порядка 70 процентов) занимают садовые ягоды, остальная часть приходится на дикорастущие. Наиболее популярными ягодами в России являются клубника, малина и голубика. Доля импорта клубники в объеме потребления составляет около 20 процентов. На сегодняшний день потребление малины удовлетворяется в основном за счет внутреннего производства (доля импорта — 2 процента), голубики — за счет импорта (98 процентов от объема потребления)», — сообщили «РГ» в консалтинговой компании Strategy Partners.
Татьяна Козлова, старший руководитель проектов направления «Оценка и финансовый консалтинг» Группы компаний SRG, подчеркивает: 90-процентная самообеспеченность касается только свежей ягоды, причем той, что собрана официально, через заготовительные пункты. Сколько конкретно ягод выращивают на своих дачах россияне и сколько собирают в лесах для собственных нужд, учету не поддается.
«В части переработанной (замороженной, консервированной, сушеной) ягоды пропорции куда скромнее — 35 процентов внутренний рынок и 65 процентов импорт. Примерно 95 процентов составляет заморозка. По структуре ягод основной сбор на внутреннем рынке приходится на смородину, как самую неприхотливую ягоду, и клубнику. При этом на клубнику приходится более 70 процентов импорта, порядка 10 процентов — на клюкву и голубику«, — отмечает Татьяна Козлова.
Стоит отметить, что посетители розничных магазинов — это не основные потребители ягод в России. Основные потоки ягод направляются в соковые, молочные и кондитерские производства.
Собирать по-крупному
Российские ягоды, которые поступают на промышленные предприятия, это в первую очередь дикоросы. То есть те, что принесены из леса. Система следующая: люди собирают ягоды и сдают их на заготовительные пункты по фиксированной цене. И уже заготконторы продают ягоды производителям.
«Вероятно, в СССР хорошо понимали рентабельность и полезность дикоросов, иначе к концу 90-х в России не насчитывалось бы более 18 тысяч заготовочных контор. В настоящее время этих контор осталось менее тысячи. По разным оценкам, промысловые запасы дикоросов (грибов, ягод, орехов) составляют 7-9 миллионов тонн в год, в целом биологические запасы (включая травы, чагу) составляют более 13 миллионов тонн. В каждом регионе в силу климатических и биологических особенностей есть свои фавориты. Этот рынок сейчас почти полностью «серый». Импорт садовой ягоды в Россию растет уже несколько лет. Поэтому, с одной стороны, коммерческий сбор дикоросов в России вполне может вырасти в несколько раз, с другой — покупка продукции переработки россиянами (особенно в регионах) не сильно растет из-за наличия собственных заготовок и дороговизны экопродуктов», — считает Татьяна Козлова.
Клубника в теплице
Спрос значительно превышает предложение не только в сегменте дикорастущих ягод, но и среди культивированных. На заготовительных пунктах клубнику или малину от населения не принимают. Слишком маленькие объемы, да и портится ягода быстро. Предприятия промышленности закупают ягоды, выращенные в хозяйствах, причем, не в российских.
Антон Кривенюк и Михаил Барабаш из СХПК «Брянский гектар» говорят, что в сегменте малины на отечественную продукцию приходится не более семи процентов от общего объема поставок.
«Крупная переработка не покупает ягоду в России. Есть определенные требования к качеству ягоды, форме. Для того, чтобы внутренний рынок мог обеспечить переработку, нужны принципиально другие масштабы работы отрасли. Знаем примеры, когда крупная переработка заводила свои хозяйства по производству ягоды. Так сделал, например, один крупный производитель джемов и варенья в Тверской области, но затем компания бросила эти земли«, — говорят эксперты.
В то же время уже работающие и развивающиеся компании имеют все шансы довольно быстро занять освободившиеся ниши на рынке. Например, в прошлом году активно строились ягодные теплицы в Подмосковье. По данным правительства Московской области, в регионе реализуется восемь крупных инвестиционных проектов по производству ягод. Предприятия уже выращивают клубнику, голубику, жимолость. По планам, озвученным осенью прошлого года, сразу после урожая, в этом году компании намеревались в совокупности произвести в 2022 году 7 тысяч тонн ягод.
Кроме того, в России с 2020 года реализуется дорожная карта, направленная на то, чтобы полностью обеспечить граждан отечественной плодово-ягодной продукцией. Мероприятия дорожной карты рассчитаны до 2023 года. Программа развивается весьма интенсивно, например, по итогам 2021 года, как следует из данных Минсельхоза, рост собственного производства плодово-ягодной продукции составил 22,2 процента.
Как скажется нынешняя экономическая ситуация на темпах развития ягодной отрасли, пока оценивать сложно. Но в плане ягодного импортозамещения уже сделано много, поэтому, отмечают эксперты, рынок без ягод не останется.
Фото: iStock