В лесу, на круглой земле…

14 октября 2023

Погожими днями отметилось начало осени. Даже не верилось, что ласковое лето с его нежными зорями и радугой над озером после теплого дождя ушло безвозвратно. Мои соседи по усадьбе Павел и бабушка Маня в прогнозах о том, будут ли в этом году в наших окрестностях боровики, расходились кардинально. Павел — бывший повар одного из латвийских ресторанов, а теперь после смерти матери осевший в хате, где прошло его детство, утверждал, что жарким летом грибница подсохла и не стоит ожидать даже сыроежек. Бабушка Маня, которая прожила на белом свете почитай десятка на два лет больше Павла, стояла на своем: хорошие грибы, в отличие от прошлого года, обязательно будут. Дескать, по ее наблюдениям, редко когда грибница отдыхает два года подряд. Понятное дело, ожидания более опытной женщины, которая в свои почти девяносто любит походить по лесу, меня устраивали больше.


И вот пошла молва по нашему небольшому хуторскому поселку, что вслед за лисичками стали появляться белые грибы и подберезовики. Свежим сентябрьским утром мы с супругой отправились по нашим излюбленным местам. Едва вышли на лесную дорогу, как из остановившейся машины выскочили две огромные собаки. Не преувеличиваю — оба пса, белого и черного окрасов, были действительно весьма внушительных размеров. Их хозяева, мужчина и женщина, медленно покидали салон и не одернули своих питомцев. Белый, показавшийся мне лабрадором, бежал скорее за компанию и остановился на полпути к нам. А вот черный пес бойцовской породы мчался, оскалив желтоватые клыки. Мы с женой замерли, понимая, что лучше стоять на месте и ни в коем случае не убегать, но наше состояние понять можно. Страх конкретный! Черный пес, к счастью, остановился в метре от меня и злобно рычал, пока наконец неохотно послушался команды очнувшихся хозяев. Наверное, я могу понять и простить напугавших нас животных, но водителя машины и его супругу, которые приехали в лес, где вполне вероятно присутствие других грибников, с агрессивными псами без намордников, ни понять, ни простить не могу. Я не к тому, что буду им как-то мстить, даже если бы такая возможность была. Признаюсь: было в те жуткие моменты не до того, чтобы запоминать номер автомобиля. Просто я всегда буду думать о безответственных хозяевах этих животных с негативом.

Так подробно описываю этот эпизод по двум причинам. Во-первых, случись что-то плохое в той ситуации, и все мое лето, отдых на природе откровенно омрачился бы. Прощайте, любимые боровики, которыми я обычно любуюсь, прежде чем срезать. Разумеется, и фотографирую.

Во-вторых, грибников в последние годы становится все больше и больше. Многие приезжают со своими питомцами. Но не всем это по нраву. Я не раз наблюдал, как попавшие в незнакомую обстановку псы ведут себя в лесу откровенно испуганно. Нередко даже теряются, и не все возвращаются к хозяевам. Вот и обращаюсь к собачникам: не берите животных в лес, не создавайте проблем ни себе, ни другим. 

Теперь нарушу хронологию и расскажу о другой ситуации в лесу, случившейся со мной на безымянной дороге неделей раньше и тоже связанной с грибами. Тогда я пошел просто в разведку и убедился, что массово эти дары леса еще не высыпали. Правда, один боровик нашел и нес его в руке домой, чтобы показать супруге. Очень уж этот первенец был хорош!

Вдруг заметил, как навстречу мне медленно катится дорогая иномарка. Скорее всего, ее хозяин, как и я, заехал в лес, чтобы убедиться, что грибная пора еще на пороге. Автомобиль остановился, и я понял, что водитель, не выходя из салона, хочет меня о чем-то спросить. Может быть, немного сбился с пути?

За рулем сидел пожилой мужчина в очках. Он поинтересовался, появились ли в лесу грибы. Я показал ему одинокого красавца-боровика и развел руками. Дескать, больше пока не видел. И тут мы оба стали пристальнее вглядываться в лица друг друга. «Неужели это Роман Игнатьевич?» — мелькнула у меня догадка. Вот так встреча!

По несколько растерянному виду визави я понял, что и он, похоже, узнал меня. Хозяин иномарки вышел из салона и приблизился.

— А я полагал, что мы уже никогда не увидимся, — сказал он.

— Жизнь длинная, земля круглая, — пожал плечами я. 

— И все же не думал, что мне придется просить у тебя прощения в такой обстановке, — продолжил Роман Игнатьевич. — Слишком уж она, эта обстановка, романтичная для тех нехороших дел, которыми я тогда пытался тебе навредить. И вот хочу признаться…

— Можешь не признаваться, и уж тем более не нужно тебе мое прощение, — сказал я. — Всегда знал, что это ты писал те самые анонимки в разные инстанции, пытаясь насолить мне.

Роман Игнатьевич растерянно смотрел на меня и, видимо, размышлял о том, не подам ли я ему руку на прощание. Так сказать, не пойду ли на мировую. Начал рассказывать о том, что врачи обнаружили у него онкологию и пришлось за большие деньги делать операцию за рубежом. Потом выяснилось, что такие же операции, оказывается, лучше и надежнее, к тому же почти бесплатно делают и наши специалисты. Вот уже несколько лет на пенсии и, по совету докторов, проводит большую часть года на природе. В поселке неподалеку от моей усадьбы у него добротный дом. Так что мы с ним, можно сказать, почти соседи.

Ситуация с мировым рукопожатием разрешилась сама собой. Вдали показался мощный трактор, и нужно было освободить ему дорогу. Я молча развернулся и пошел своим путем, а Роман Игнатьевич засеменил к своему автомобилю.

До моего хутора предстояло пройти еще километр-полтора, и я мог позволить себе вспомнить те уже вполне далекие времена, когда я обустраивался в этих изумительных по красоте местах среди лесов и озер. Тогда и полетели на меня лживые доносы в правоохранительные органы. Дескать, эксплуатирую труд своих подчиненных на строительстве трехэтажного коттеджа, использую ворованные материалы. Зачем это было нужно автору таких писем? Даже не знаю. Скорее всего, из зависти. В те годы я вполне уверенно и успешно поднимался по служебной лестнице. Романа Игнатьевича я вычислил сам. Бояться мне было нечего. Правда, проверок избежать не удалось. Мне никогда не нужны были многоэтажные хоромы, скромный рыбацкий домик вполне устраивал. Но когда представилась возможность помешать клеветнику занять очередную должность, я этого делать не стал. 

Идя по лесной дороге к хутору, я подумал о том, какие тогда были горячие и по-хорошему веселые времена для меня. Наверное, и для Романа Игнатьевича тоже, тем более что он почти на десять лет моложе меня. И вот встретились на пустынной дороге двое пожилых мужчин, которым, по большому счету, ничего не нужно, во всяком случае, не до былого веселья. Было бы здоровье. Мысленно пожелал своему давнему обидчику полного выздоровления. Странная и удивительная это штука — жизнь…

Ближе к вечеру заглянула бабушка Маня и принесла небольшое ведерко помидоров. В этом году у меня самого удались неплохие, но как было отказать гостье! Тем более что только она знает секрет целебной сливянки, настоянной на травах. Сосед Павел как-то на днях признался, что угостился этим «фирменным блюдом» бабушки Мани и оно ему очень понравилось. «Спал как молодой», — говорил он мне. Что же, возможно, и мне стоит заказать бутылочку этого зелья. Стал замечать, что в последние годы, особенно поздней осенью, частенько плохо спится и одолевают не самые светлые воспоминания. Вот и буду принимать сливянку как снотворное. Хорошо, что такое состояние не задерживается, и уже с первых заморозков начинаю думать о зимней рыбалке. 

Но это все потом… А пока вот-вот наберет силу золотая осень. Нежные паутинки все чаще окутывают усадьбу, а крупная роса держится все дольше. Над озером клин за клином пролетают журавли и гуси. Птицы летят неторопливо и не спешат покинуть места, где они целое лето радовались своей беззаботной жизни. 

Говорят, в лесу появились первые осенние грибы. Надо сходить за зеленками. А там… Не дано предугадать, какие встречи могут еще случиться…

Анатолий ЛЕМЕШЁНОК

Анатолий ЛЕМЕШЁНОК

https://www.sb.by/articles/v-lesu-na-krugloy-zemle.html

Рубрики: Литературное творчество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.