24 августа 2024
Красноярец рассказал, что на грибах можно зарабатывать до ста тысяч рублей в неделю
Чтобы буквально с земли поднять неплохие деньги нужно быть по-хорошему помешанным на этом деле. Это выяснил корреспондент NGS24.RU Алексей Тайганавт. Он отправился в пригородный лес с человеком, который сам себя называет «грибным маньяком» и собрал приметы и скрытые методы, которые нужно соблюдать в «тихой охоте».
Дождевики у секретного бункера
— Блин, у меня все руки в герметике, как такими грибы собирать? — покрепче ухватив руль старого УАЗика, говорит бывший эксперт-криминалист МВД, биолог Алексей Ефимов, выруливая с улицы на Енисейский тракт. Он с утра забрасывает дела в городе и на пару часов вырывается в лес.
В его машине всего два передних кресла, задние сиденья убраны, вместо них пластиковые ведра, инструменты, канистра и зачем-то мусор, который при каждом повороте перекатывается по салону.
— Это я из леса каждый раз вывожу, не успел выбросить вчера, — объясняет Алексей. — Меня еще дед учил: на природе лишнего не оставляй, весь мусор свой или чужой, не важно, забирай. Иначе лес обидится и ничего тебе не даст. Я даже окурки там не бросаю, в карман складываю — один раз забыл их выкинуть и в магазине они у меня вместе с мелочью посыпались, люди смотрели с подозрением. Но это работает, наверное, поэтому так много каждый год собираю.
На часах около восьми утра. По меркам грибников, поздновато. На поиски отправляться надо намного раньше, когда только-только начинает оседать туман, а конкуренты еще не успели зайти на урожайное место. Преодолев около 20 км по асфальтированной дороге, УАЗ съезжает в родную стихию — разбитую сельскую грунтовку. Здесь в районе поселка Совхоз Сибиряк одна из самых богатых на рыжики территорий в пригороде.
— Когда-то это были земли Минобороны, смотри, вон там еще остатки бетонного бункера — здесь недалеко танковая часть стояла. Секретное место, можно сказать. В советское время сюда бы и близко не подпустили. Ну, природа победила: теперь тут выпасы и грибы, — говорит Алексей Ефимов. — Сейчас быстро поищем местных шампиньонов — дождевиков. Нет, из машины выходить не надо. Мы их и так увидим.
Алексей нарезает круги по полю, высматривая через лобовое стекло грибы, уже минут через пять натыкаемся на первый дождевик, белый шар, больше похожий на продвинутый космический телескоп. На фоне зеленой травы его заметно издалека.
— Однажды нашёл такой размером с волейбольный мяч, представляешь! Красавчик такой. Но я их много не собираю. Так, по пути, они только на жарку годятся, не больше, — рассказывает Алексей Ефимов, срезая длинным ножом плотную ножку гриба.
«Заказные убийства, „крокодильщики“ — от всего этого я спасался в лесу»
— У меня непрерывный уже почти сорокалетний стаж грибника. С детства из леса не вылезал, сначала с родителями, потом сам. В старших классах — а мы тогда жили на севере края — пошли с друзьями по грибы и заблудились, — рассказывает Алексей Ефимов. — Двое суток блуждали, еды нет, медведи кругом, но самое страшное, что нас никто не искал. Родители на курорте были. Выбирались самостоятельно. Ну, бывает, лес я не забросил. Туда ведь не просто хожу, чтобы на зиму запастись. На самом деле, лес очень много сил дает, а негатив забирает.
Меня это выручало, когда в двухтысячных работал экспертом-криминалистом в милиции. Мы едва ли не по нескольку раз в месяц выезжали на осмотр жертв заказных убийств и каждую неделю на трупы «крокодильщиков» (в 90-х-2000-х люди, употреблявшие тяжелый синтетический наркотик — Прим. ред.) Со временем, конечно, психика деформируется, и место преступления воспринимаешь так же обыденно как… ну не знаю, как машину починить. Никаких эмоций и чувств.
Впрочем, один раз не выдержал. Дело было в Ленинском районе: молодой отморозок изнасиловал пожилую бабушку на глазах у 4-х летней внучки. Задержали его опера в этой же квартире. Он вообще борзый был, хамил на допросе, сигареты у нас требовал — в общем я сорвался, кинулся на него, едва не прибил. Коллеги остановили. Короче, проработал я всего шесть с половиной лет и плюнул на все это. Вернулся к сельскохозяйственной биологии, к своей первой специальности, на которую и учился в вузе. В электрике хорошо разбираюсь — это тоже дополнительный заработок. Жизнь стала поспокойней. А привычка при первой возможности сбегать в лес, естественно, никуда не делась
Нож по наследству
Рядом с молодым сосняком по соседству Алексей бросает свой УАЗик и оборвав на полуслове наш разговор, скрывается за деревьями. Приходится догонять.
— Вот здесь рыжиков много. Мы как-то сюда втроем с друзьями на 20 минут заехали, а остались на полдня. Знаешь, сколько собрали? По 10 ведер на человека. Как сейчас помню этот день — 17 сентября 2017 года. Раз в жизни такое бывает, — удивляет Алексей.
Пока я пытаюсь рассмотреть в траве под деревьями хоть что-то похожее на грибы, биолог срезает очередное семейство рыжиков.
— Жаль, сегодня сланцы не захватил. Обычно я в них хожу. В высокой траве рыжика не видно, а в сланцах, когда наступаешь ты его чувствуешь. Ну и на слух еще можно определить: рыжик крепкий гриб и хрустит под подошвой, очень много именно на хруст находятся, — говорит Алексей. — Вообще проверенный способ: прежде, чем углубляться в тайгу, посмотри шишки. Если они закрыты значит влаги в лесу много, грибы должны быть. А если видишь раскрытую, то все сухо и, скорее всего, ловить тут нечего. И нож надо чтобы правильный был, если хочешь урожай накосить — строго под грибы, годами один и тот же используешь. Из поколения в поколение передаешь, не шучу. Взял другой — всё, считай пустым останешься. Мой товарищ — такой же грибной фанат — тот даже не моет этот ножик пока сезон идет…
Встречный народ хвастается собранным урожаем белых грибов. Подъезжают еще машины с грибниками — после обеда ловить тут будет нечего. Зато через пару дней, если простоит подходящая погода, грибов в таких местах вырастает еще больше, это подтверждают ученые микологи.
— Рыжик — гриб первой категории, его можно есть без обработки, — говорит Алексей.
В подтверждение он разрезает только что найденный гриб наполовину. Пробуем. Ароматный, но горчит.
— Да, соли не хватает, хотя бы на полчаса засолить и было бы уже хорошо. Ну, для настоящей засолки, конечно, надо дня четыре, — говорит Алексей Ефимов. — Самое главное — не добавлять туда ничего кроме соли. Кто-то укроп сыпет, приправы. Только вкус портят.
Алексей за полчаса заполняет свое пластиковое 5-литровое ведро почти на треть. По его словам, насобирать два ведра рыжиков до обеда — это норма. Нынешний год урожайный на рыжики и белый гриб. Сейчас пошла вторая волна маслят, к сентябрю начнутся опята.
— У меня товарищ всю неделю каждый день катался в тайгу и потом продавал белые грибы через интернет. Около 100 тысяч заработал. Тут, конечно, походить подольше надо и от везения многое зависит, но в целом реально. Лично я в первую очередь для себя собираю. В прошлую зиму насолил, намариновал где-то литров пятьдесят рыжиков, белых и опят, — говорит Алексей Ефимов. — Когда понимаю, что всё, больше уже негде их хранить, выставляю на продажу.
Кстати, мы прикинули цены на сайтах бесплатных объявлений:
- На сайтах бесплатных объявлений пятилитровое ведро белого гриба продают от 1000 рублей.
- За 5 литров свежих рыжиков просят от 750 рублей
- Лисички в среднем от 100 рублей за литр
- Примерно такие же цены выставляют торговцы грибами на трассах
А вот где грибы не придется искать долго. Алексей поделился с нами самыми грибными местами неподалеку от Красноярска:
Алексей Тайганавт корреспондент NGS24.RU