24 ноября 2025
До сих пор считалось, что такие грибы обитают только в гниющей листве и траве

С 1930-х годов в Третьяковской галерее хранится новгородская икона XVI века «Деисус из тринадцати фигур». Уникальность иконы заключается в расположении всего деисусного чина (центрального ряда храмового иконостаса) на одной доске длиной более двух метров.
Икона поступила в Третьяковку в очень загрязненном состоянии, со следами копоти и восковых пятен. Но более всего специалистов беспокоили участки биологического повреждения, которое могло возникнуть из-за того, что икона долго хранилась в неотапливаемой церкви.
Реставраторы Третьяковской галереи обнаружили, в случае «Деисуса из тринадцати фигур» использование традиционных подходов к борьбе с биоповреждениями не дает положительных результатов, и обратились за помощью к ученым ФИЦ Биотехнологии РАН.
Молекулярная диагностика микробиологических соскобов с пораженных участков иконы показала, что причиной разрушения красочного слоя является микроскопический плесневый гриб Iodophanus sp. из семейства Pezizaceae. Это стало неожиданностью для ученых, статья которых опубликована в Journal of Cultural Heritage.
Дело в том, что представителя этого семейства обнаружили в столь необычной среде обитания впервые. Более привычное «место жительства» для таких грибов — разлагающаяся листва или трава, другие природные целлюлозные субстраты, а также продукты жизнедеятельности травоядных животных.
Эксперименты показали, что в список предпочтений гриба входят яичная темпера, осетровый клей и пигмент охра. Красные, стронциановые желтые и кобальтово-зеленые пигменты нравятся ему в меньшей степени. А вот цинковые белила и все смеси с этим пигментом грибу не по вкусу, так как они практически полностью блокируют его рост, возможно, из-за токсического воздействия ионов тяжелых металлов в составе краски.

Следующей задачей ученых было подобрать антисептики (биоциды), способные эффективно устранить разрушающий икону микроорганизм. Проведенные испытания показали, что с этой задачей лучше всего справляются такие биоциды, как серосодержащие гетероциклические соединения и H-фосфиновый аналог аспартата.
В ходе дальнейших исследований ученые, совместно с реставраторами Третьяковской галереи, планируют испытать эти антисептики на макетах с выкрасками различных лакокрасочных материалов, чтобы подобрать композицию, подходящую для обработки иконы.
История реставрации этой иконы может стать даже более интересной, чем восстановление картины с Иваном Грозным, убивающим своего сына, которая, по мнению некоторых, провоцирует людей на агрессию.
Автор текста:Татьяна Щеглова














