25 июня 2014
Невероятные шедевры пенсионера из Краснолесного
Фото: Евгения Емельянова
«У меня есть поделки из капа. Наверное, с капом вы дело не имели», — такими словами встретил нас житель Краснолесного Владимир Стрельцов.
— Кап — своеобразные утолщения-наплывы на стволах и ветвях деревьев, иными словами — неразвившиеся побеги, которые так и не превратились в ветку, — необходимость в пояснении Владимир Петрович увидел по нашим лицам. Он взял со стола две книги: «300 ответов любителю художественных работ по дереву» Гусарчука — самого знаменитого подельщика по дереву, и «Лесные скульптуры» Яковлевой. Первую книгу Стрельцову подарили лет 20 назад, с нее все и началось. Теперь «300 ответов» — настольная энциклопедия пенсионера.
— Я любитель леса, часто хожу по нему, а после книги стал приглядываться: обращаю внимание на нарост какой-нибудь или сучок оригинальный. Срезал один, второй, третий — и пошло… Потом стал выкорчевывать из болота пни: втянулся.
Владимир Петрович достал из шкафа две чаши: они — из нароста сосны. Затем показал причудливую деревянную фигуру, развернул нужным ракурсом — морская раковина. Чтобы мы не сомневались в схожести, положил рядом настоящую ракушку.
— С этого я начинал. Беру всегда то, что создала природа. Помните, как говорил Микеланджело? «Я просто убираю лишнее». Так и я — иногда могу лишь подработать, — Стрельцов достал деревянную улитку: ей он приделал усики, подровнял хвостик и отшлифовал. Последнее — неотъемлемая часть работы над каждой поделкой.
— А если в эту посудину положить красные яблоки, такая красота будет, у-у! Потрогайте дерево: какое оно ласковое, мягкое, просто невероятное. Даже какая-то женственность в нем есть, — Владимир Стрельцов подвел нас к крутой деревянной лестнице. — Пойдемте на второй этаж!
Есть такая способность
Еще три года назад здесь был запущенный чердак, то теперь это бильярдная. Лестница, ведущая к ней, пол, стены и потолок — все из дерева, все сделано своими руками. «Есть у меня способность такая — с деревом работать», — улыбается Владимир Петрович. Он подробно рассказал о висящих на стене рогах оленей, пасти кабана, семейных фотографиях и плакатах. И только после этого подвел нас, как сам выразился, к своим шедеврам.
— Это был американский клен, а стало кресло. Дерево росло на нашей улице, потом сосед срезал его и отвез в лес. Я притащил клен, весь забитый землей, к себе. У меня все спрашивали: «Что ты с ним сделаешь? Он же гнилушка!». Вскоре я очистил его: бо-о-оже ты мой, каким он стал! А посмотрите, какой цвет внутри: красный! — Стрельцов провел рукой по идеально отполированному изделию. И, заметив улыбку нашего фотографа, добавил: — Я понимаю, отчего вы улыбаетесь. Многие улыбаются, но ни один интеллигентный человек ничего не сказал. А тот, кто попроще, сразу восклицает: «О, так это ж унитаз!». Но для меня это совсем другое.
Кресло Владимир Стрельцов назвал «Сказка Киплинга» — по ассоциации со сказкой писателя «Слоненок». И действительно, на самой верхушке спинки кресла улегся слоненок, который хоботом пытается дотянуться до крокодила.
— Помните, в сказке рассказывается о том, как из-за любопытства у слоненка вместо маленького носа появился хобот? Малыш пытался узнать, что ест на обед крокодил, и чуть сам не оказался съеденным, — напомнил сюжет Владимир Петрович.
Рядом с креслом стоит метровый стол, его основание — ствол дерева. Когда-то оно росло на болоте, в 5 км от дома, а как только начало гнить, Стрельцов стал его выкорчевывать. Два дня ушло на это и два дня на то, чтобы дотащить до дома. Затем обработал ствол, в очередной раз удивился, какими уникальными могут быть капы, и приделал столешницу:
— После того как отполирую дерево, я покрываю его отбеленным льняным маслом — тем, которым художники холсты покрывают. После этого фактура не теряется, дерево становится как мрамор: вы только посмотрите, какой у него рисунок!
Лебединая песня
Несколько лет назад Стрельцов присмотрел на берегу озера Грязного дерево с большим количеством капов. Но, чтобы не навредить природе, не срезал их — это делать надо лишь с засохших или упавших деревьев. А недавно ветер с корнем вывернул дерево, и Владимир Петрович набрал целый ящик капов.
— Знаете, как они ценятся? Я теперь миллионер! — мы подошли к огромному ящику различных заготовок. Поражаешься не только воображению пенсионера, но и его кругозору. — Вы, наверное, видели картину Сальвадора Дали «Предчувствие гражданской войны»? Вот я соединю две части, и у меня будут похожая скульптура. Смотрите, это текут части человеческого тела, образуя единую массу. Вот тут только каплю надо добавить. Главное — внимательно смотреть на природу, и не такое увидишь. Есть у меня и кикимора: вот лапы, на каждой пять пальцев. Удивительная гармония!
Мы прошли по чердаку: здесь живет «змеиное царство» — сучки невероятно похожи на кобр, а еще есть черепаха с мартышкой, грек — заготовки под вазы и подсвечники. У некоторых дверей в доме ручки сделаны из капов, в прихожей на березовом грибе стоит домашний телефон. А на участке рядом с домом Стрельцовых спрятана под тентом деревянная беседка: конечно, ее Владимир Сергеевич сделал собственноручно — из дуба. Осталось доработать стол (аналогичный тому, что на чердаке, только побольше) и установить его внутрь беседки.
— Это будет моей лебединой песней. Господь не дает много, да и я поздно занялся. По мелочи еще много чего создам, а фундаментального уже не успею.
Воронеж
http://v-kurier.ru