Школьные знания в чуме: «Третьеклассник Валерьян изучает виды грибов и природные явления – это урок «окружающий мир».

5 февраля 2015

Школьные знания в чуме. Особенности кочевого образования и проект Анны Неркаги

Ненецкая писательница Анна Неркаги на базе своего православного лагеря «Земля Надежды» развивает в Приуральском районе кочевое образование.

Пока практикуется два вида такого обучения. В первом случае, учитель три раза в неделю едет в тундру в семью и там дает уроки. Родитель при этом тьютор — за зарплату занимается с ребенком дополнительно и всячески помогает учителю. Во втором случае, преподаватели кочуют вместе с тундровиками.

Выехав из Салехарда ещё до рассвета, к фактории Лаборовая трекол добирается лишь ближе к обеду. Хотя расстояние – всего полторы сотни километров, но дорога есть только местами. От фактории ещё 10 километров, уже по снежной целине. В этом местечке у горы Харамбэ живет ненецкая семья. В семье трое детей, но в школу они не ходят. Учитель начальных классов Сергей сам приезжает к ним домой.

Третьеклассник Валерьян изучает виды грибов и природные явления – это урок «окружающий мир». На любимой для мальчика математике решают примеры, третий урок – русский язык. Как у всех учеников, у Валерьяна есть дневник – он круглый «хорошист». А Сергей, как и положено, ведет классный журнал.

Учитель начальных классов кочевой школы Сергей Неркаги уверяет, что программа мало чем отличается от обычной: «В принципе, не сильно отличается. Разница в том, что мы выезжаем к семьям».

Младший брат Валерьяна пока в первом классе. В его расписании есть уроки родного языка. В свободное от бытовых хлопот время помогает мама. Валентина Худи – не просто родитель. Она – тьютор, личный куратор ученика, и получает за это зарплату – 5 тысяч в месяц. Такая система обучения для семьи удобнее, чем отправлять детей на весь год в поселковый интернат.

«Они сами не хотят в интернат, хотят быть дома,- рассказывает Валентина, — помогают нам, за дровами вместе ездим в лес, они таскают воду, лёд на саночках таскают».

Следующих учеников приходится искать по тундре — они живут в чуме и вчера перекочевали на новое место. Отмена занятий по погодным условиям в кочевой школе может быть только из-за штормового предупреждения.

Лютыми морозами жителей тундры не напугаешь. Сегодня, например, термометр показывает -40, а уроки всё равно пройдут по расписанию.

Анна и Гриша – молодая семья педагогов, отучившись в колледже, вернулись в родную тундру. Их чум, он же школа, кочует вместе с другими. А соседские дети – их ученики.

«Почему кочевое образование есть, чтобы дети в тундре оставались со своими родителями. Не для того, чтобы приоритет какой-то повысить, а для того, чтобы дети основное знали — свою родину, свою землю, своих родителей, своих предков, даже своих оленей»,- говорит учитель начальных классов кочевой школы Анна Лаптандер.

Вместо трёхдневной учебной недели, у этих ребят – шестидневка. Из-за постоянных переездов отстают в программе, приходится нагонять. Кочевое образование в этом районе Ямала носит имя Анны Неркаги – она его автор и главный двигатель.

«Это просто то, что мы должны были сделать. Мы должны были у родителей детей не отнимать и стараться знания нести им, не их изымать для знаний, а знания нести туда»,- уверена писательница Анна Неркаги.

В её школе, помимо основных предметов, учат труду, нравственности и духовности. Единственное, чего не хватает школе – федерального закона «о кочевом образовании».

На весну назначена встреча с депутатом в государственной думе от Ямала. Будет закон – появится альтернатива у кочевых родителей — отправить ребенка в интернат, откуда дети возвращаются городскими жителями или не возвращаются вовсе, или оставить его дома, но не лишать при этом права на образование.

http://vesti-yamal.ru

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.