29 июня 2016
Как чухломский охотовед смастерил настоящий трон для резиденции главы русской православной церкви
Яркий, нарядный, украшенный резьбой деревянный дом — фактически образец исконно русского деревянного зодчества — привлекает внимание любого, будь то случайный в Чухломе гость, или коренной житель, который ежедневно гуляет по этим улицам. Здесь живет Виктор Прихожев — охотовед с 30-летним стажем, «пропадающий» в лесу на часы и сутки не столько в силу специфики работы, сколько по причине безграничной любви. «Лес и охота для меня — вся жизнь», — неоднократно подчеркивает он.
Достаточно войти внутрь дома — и сомнений в этом не остается. На полу и стенах — ковры из звериных шкур. Едва не каждый предмет интерьера: журнальный столик и стулья, полки, кухонные табуреты, вешалки — украшают причудливые изгибы неловких ветвей и древесных коряг. И лишь присмотревшись, понимаешь, что это вовсе не фрагменты деревьев, а… рога лося.
– Интерес к трофеям у человека со времен мироздания, — поясняет Виктор Николаевич. — Спросите у любого охотника, где у него самая яркая и крупная добыча? Он обязательно ответит, что дома на полке стоит или висит на стене. Для охотника это доказательство собственной силы и значимости, возможность подчеркнуть авторитет, удачливость, мужество, доблесть. Но я из этого ряда выбиваюсь. Да, среди рогов, которые вы здесь видите, есть и добытые. Но абсолютное большинство — найденные. Для того, чтобы всю вот эту мебель сделать (окидывает взглядом комнату — Примеч. РП), мне не одну сотню километров пришлось прошагать, да еще и сына о помощи просить.
– Почему именно рога лосей вас привлекают в качестве материала для творчества?
– Вообще, идея принадлежит не мне. Рога лося во все времена были ярким охотничьим трофеем. И он есть у многих. Классический вариант: рога на декоративном медальоне — вы, наверняка, видели в частных домах, охотничьих клубах, тематических ресторанах и отелях. Очень часто их сочетают со шкурой и изготавливают чучело. А некондиция, то есть, неправильной формы, несимметричные, обломанные, неправильно сформированные — идет на украшения для дома, статуэтки, подставки. Я попробовал найти ей более практическое применение. Использовать не для красоты, а для дела. Сначала появились табуретки, затем столы, зеркала, двери. И так по нарастающей. Однажды даже «царский» трон смастерил.
– Этот трон, говорят, даже Патриарха не оставил равнодушным…
– Было дело. Кресло, на самом деле, получилось роскошное: резные контуры, благородный красный бархат, спинка из дерева нескольких пород и главный элемент — рога, обрамляющие его со всех сторон. Я делал его просто для себя, вдохновение появилось и настроение. Когда работа была закончена, решил показать общественности, и отправил на крупную костромскую выставку. На нее в этот день приехал Патриарх Алексий II. Кресло очень понравилось Его Святейшеству, а у него, кстати сказать, в этот день был день рождения. Тогда еще прежний губернатор уговорил меня передать кресло Патриарху. Я согласился. С выставки трон поехал напрямую в резиденцию. А я, спустя несколько лет, сделал себе подобное.
– Часто ли вам удается находить в костромских лесах брошенные рога лося? Неужели другие охотники оставляют их без внимания?
– За один сезон по 16–18 пар бывало. Но это, я считаю, удача. Обычно меньше. Я не хожу наугад, я всегда знаю, куда иду. Лес нужно изучать досконально, знать повадки лося, его любимые места и т.д. Конечно, сброшенные рога кто-то может найти и до меня. Бывает же, что неумелый грибник бродит по лесу и выходит на полную грибов полянку. У человека опытного отличие в том, что он к этой поляне идет целенаправленно.
– У вас, наверное, за столько лет выработалась собственная тактика поиска сокровищ…
– Лось — животное очень умное. Он живет по своим правилам и принципам, которые опытным людям хорошо известны. Рога лоси сбрасывают в ноябре-декабре. Сначала начинают чесать их о деревья, оставляя заметные следы. Причем места из года в год одни и те же. Что интересно: для чесания животные выбирают одни деревья, а для отламывания рогов — совсем другие. Не буду раскрывать все секреты, скажу только, что, как и во всем, важно появиться в нужное время в нужном месте.
– А технология производства мебели классическая или есть собственные авторские разработки?
– Конечно, мне пришлось много читать, потому что ремесло хоть и не новое, но крайне редкое. Учиться было не у кого, в основном, все сам. Сначала рога нужно, как следует, очистить. Почти всегда они забиты смолой и грязью. Чистить можно только мягкой щеткой, чтобы не оставить ненужные царапины на поверхности. Смолу легко убрать с помощью скипидара. Бывает, что рог лежит в лесу очень долго и теряет цвет. В этом случае его можно немного подкрасить с помощью морилки или марганцовки. После окрашивания кончики рогов лучше зачистить наждачкой, тогда они станут светлыми, как в живой природе.
– Я думаю, одной лишь мебелью полет фантазии не ограничен?
– Рога лосей — это прекрасный материал для творчества. Их очень легко полировать и можно придать любую форму, особенно, если немного нагреть. Благодаря этим удивительным свойствам, из рогов можно делать даже мелкие предметы и сувениры: гребни, курительные трубки, шкатулки, бокалы и т.д. Материал хорош еще и тем, что у него есть собственный уникальный рисунок: вкрапления, полосы, пятнышки. Любоваться изяществом линий можно сколь угодно долго. Из рогов крупного скота научились делать даже украшения: броши, серьги, кольца — инкрустируя их металлом или перламутром. Рог лося менее податлив и восприимчив к обработке, поэтому-то он и подходит для использования в мебели. Ему, по большому счету, обработка требуется минимальная.
– Ваши навыки детям передаете?
– Да, у нас прекрасная охотничья пара: я и мой сын. Он со мной с шести лет по лесам гуляет. Сейчас, конечно, вырос, семьей обзавелся, в карьере состоялся, да и интересы у нас почти по всем фронтам расходятся. А вот в любви к лесу мы едины. Часто отправляемся вместе на лося, медведя, волков, гусей. Рассказываю ему о том, что знаю сам. За тридцать с лишним лет в лесу я не раз убеждался в том, что у животных есть характер. Взять лося: к одному хоть на «Буране» подъезжай, а другой тебя и на сто шагов не подпустит. Или медведица с медвежатами: смотришь на них и сразу видно, кто есть кто. Медвежата — самцы более растрепанные, голова покрупнее, а самки, как и положено девочкам, более ухоженные, гладкие с правильной формой головы.
– А какие у вас творческие планы на ближайшую перспективу?
– Планы мои всегда едины: изучать и изучать лес, постигать непознанное, попытаться раскрыть секреты, которые сейчас скрыты от людей. До конца всего этого не узнаешь. Но стремиться к знаниям необходимо.
Ольга Князева
http://kostroma.rusplt.ru/index/tron-dlya-patriarha-26836.html