15 сентября 2016
Любят рязанцы грибы, памятники им ставят, рисуют на картинах маслом и акварелью, но для Александра Николаевича Бабия эта любовь особенная. И выражает он свою любовь к грибам и всему мещерскому великолепию тоже своеобразно. Посвятил им целую книгу «Про любовь и не только», собрав под одной обложкой свои наблюдения и впечатления за несколько десятков лет.
В боровом солотчинском лесу автор прожил больше полувека и до сих пор хранит в памяти каждую светлую опушку, высоченные можжевеловые кусты, роскошь малахитовых лесов. В школьные годы сбегал с уроков и пускался в странствия за грибами. С тех пор много лет прошло, художник-педагог Бабий давно на пенсии, а свободные часы посвящает литературному творчеству. Старается в небольших рассказах запечатлеть память о лесе. О той Солотче, которая особенно сильно изменилась в нашем веке, увы, не в лучшую сторону.
Каждая глава книжки – маленькая история со своей моралью и любопытными сведениями об истории Солотчи. Солотчинская песчаная дюна была урожайной. Грибов было столько, вспоминает автор, что каждую осень напротив здания Солотчинской железнодорожной станции сооружали пункт приема от населения грибов и тут же занимались их заготовкой. Под тесным навесом в огромных чанах варились грибы, а вода для варки доставалась из станционного колодца.
Александру Бабию ведомы секреты тихой охоты, и начинаются они… с добрых слов, обращенных к лесу. Кому-то в этих обычаях почудятся отголоски языческих поверий. И все-таки Бабий неоднократно убеждался в действенности этих приветствий и прощаний, высказанных от всего сердца. Культура поведения в лесу закладывалась с детства, переходила из поколения в поколение. С ростом городского населения многое начало меняться. Люди начали ходить по грибы… с граблями. Один из таких диких случаев описывается в главе «Кого винить?». Алчные городские собиратели даров природы с помощью обыкновенных детских граблей прочесывали хвойные поляны, калеча и уничтожая грибницы, нарушая микрофлору лесной подстилки.
«Природа создана так, что в ней все имеет свои разумные пределы, свои границы, своеобразные чуры. И никому не дано право переступать их», – отмечает автор.
Порой рассказчик выглядит в своем повествовании забавным лесовиком, сопровождающим человека в путешествиях по Мещере. У самых ее ворот может встретиться Шишига, – так старые жители Солотчи называли плутоватого лесовика. Среди народных поверьев есть и такое – об уходе белых грибов подальше от стука топора. Наблюдения опытных грибников подтверждают старинные предания. Правда, они же и свидетельствуют о другом – на свои старые места грибы обязательно возвращаются спустя годы.
В августе я несколько раз был в Солотче, видел немало грибников, более или менее удачливых. Ходят они молча, боятся последние грибы распугать. Ведь, помимо стуков топора, слышна в округе целая симфония, исполняемая на строительных инструментах. Солотча превращается в жилой микрорайон Рязани, поэтому с таким интересом читается сейчас книга Александра Бабия. Многое описанное в ней уже не вернется никогда – говор коренных жителей, животное многообразие, заповедные уголки… Но щекочут еще нос и несут умиротворение первозданные запахи леса. Очаровывает грибной дух.