31 октября 2017
Пятеро грибников бесследно исчезли в лесах Клинского района, позднее один из них погиб. На поиски выдвинулись десятки людей. Именно по такому сценарию прошли совместные учения МЧС, Мособлпожспаса, МВД, «Центра-112», Комитета лесного хозяйства, Министерства здравоохранения, волонтерского движения «Лиза Алерт» и вертолетного отряда «Ангел». Корреспондент «Подмосковье сегодня» Ольга Чемоданова присоединилась к масштабной поисковой операции и побывала в роли пропавшей и спасателя.
СЛОЖНЫЙ СЛУЧАЙ
Два дня назад 72-летний житель Клинского района вместе с соседом отправился за грибами близ деревни Селевино и на связь больше не выходил. Сообщение с такой легендой поступило на пульт «112» перед началом учений.
«Мы отрабатываем самые сложные ситуации при проведении поисково-спасательных работ, которые возникли в 2017 году. Статистами выступают наши сотрудники, и, поверьте, они не машут руками, не кричат, а наоборот – спрятались в самых укромных местах и ждут, когда их найдут», – объясняет начальник Управления организации работы пожарно-спасательных подразделений ГКУ МО «Мособлпожспас» Ренат Юнисов.
ОТ МЛАДЕНЦА ДО ПЕНСИОНЕРА
На поиск пожилого грибника и его спутника отправляется группа из пяти спасателей. Они еще не знают, что на месте их ждет «сюрприз» в виде 80-килограммового манекена. Ведь по легенде, полное содержание которой известно только организаторам, второй пострадавший умер, не дождавшись помощи. Теперь его тело предстоит эвакуировать из леса на носилках.
«Главные враги заблудившегося человека – паника и обезвоживание. Многое зависит от погоды и состояния здоровья. Увы, единого алгоритма поиска не существует», – говорит Ренат Юнисов.
Это подтверждает старший участковый лесничий Первомайского участкового лесничества ГКУ МО «Мособллес» Анатолий Солопахин. В его ведении – «грибная» территория площадью около 7 тысяч гектаров. Участвовать в поисках приходится часто. При этом ни один случай не похож на другой. Однажды, например, пришлось выводить из чащи супружескую пару с семимесячным ребенком.
«Зачем они взяли в лес младенца? А вот спросите! Паника у родителей была страшная, еще и дождь начался. Недавно меня подняли ночью на поиски пенсионера. Обнаружить его удалось только с помощью вертолета, оборудованного тепловизором», – рассказывает Солопахин.
ГОРЯЧИЙ СЕЗОН
Тем временем поисково-спасательный отряд цепью прочесывает лес. Связь держат по рации, все передвижения отслеживают по GPS-навигаторам, отмечая на карте уже обследованные квадраты.
Наконец, спустя два часа и пять километров пути по лесу группа находит «грибника». Роль заблудившегося играл спасатель ПСО-29 Солнечногорского района Павел Жидков.
«Я «потерялся» два дня назад, поэтому, когда меня нашли, изображал упадок сил и голос не подавал. Коллеги сработали очень хорошо. Заблудившимся мне пришлось быть впервые, и с уверенностью могу сказать: по другую сторону лучше», – признается Жидков.
По словам спасателей, потерявшиеся люди всегда по-разному реагируют на появление помощи. Далеко не все бросаются спасателям на шею с радостными криками. Некоторые начинают упрекать в том, что поиски шли дольше, чем следовало бы.
«Все как один говорят, что в лес больше ни ногой. Но мы знаем: начнется сезон и люди пойдут искать грибы, а мы – людей», – грустно усмехается Анатолий Солопахин.
кстати
В ходе учений спасатели протестировали новую систему поиска сигнала телефона по IMEI (международный идентификатор мобильного оборудования. – Прим. ред.). Техника установлена на вертолете добровольческого поискового отряда «Ангел».
«Этой разработкой уже давно пользуются МВД, ФСБ и военные. Если она успешно покажет себя в поиске людей, то мы рассмотрим возможность закупки оборудования на следующий год. Использовать его можно и на наземном транспорте», – говорит начальник Управления оперативного реагирования Главного управления МЧС России по Московской области подполковник Владимир Щедрин.