Начало сезона «тихой» охоты в Бурятии стало громким

8 августа 2018

Пошли за грибами – получили труп

 

Грибы, не обложенные НДС, нынче лезут из-под кустов с опережением вращения Земли. Дожди и солнце — край чудесный! А может, потому что грибницы вне зоны мобильной связи?

Начало сезона «тихой» охоты в Бурятии стало громким

фото: russianstock.ru

Они есть в каждом районе. Из экономии газетной площади отсылаю на сайт РАЛХа, где опубликованы список лесничеств, ожидаемый на них урожай дикоросов, их виды, объемы и сроки. Для затравки об ином качестве грибов — мировом закусоне. Подчас не мирном.

   

Мировой закусон как страшный сон

Собираясь по грибы, оглянитесь на гробы. Без шуток. Надевая трусы, не забудьте про часы. Уходя, уходя. Пошел в лес — иди, пока не послали. После дождичка в четверг, 2 августа, одного грибника послали — далеко, лесом… Жители (и сожители) Гусиноозерска с утра двинулись за грибами, но на окраине города зашли в гости. Хозяин «в тему» извлек соленые грибы. Сели за стол, выпили за удачную «тихую» охоту. Тут-то выяснилось, что грибницы вне зоны доступа сотовой связи. Гостья решила позвать в лес подругу, а жадный сожитель дать новый телефон зажабился. 40-летняя женщина и послала. Мужчина пнул сожительницу по больной ноге. А ей еще по грибы идти! В ответ жена выхватила из руки мужа нож и нанесла им удар в сердце. Муж скончался на кухне. Характерная деталь: нож был грибной — убить им не так просто… Зато женщина смогла без помех позвонить по новому телефону — не подруге.

Другой характерный случай — вне Бурятии, но тоже в грибной сезон. В западных регионах он начинается раньше. И урожай грибных ЧП там больше. Например, трех сборщиков послали лесом, точнее, в поселок Вышний Лесок. На джипе БМВ они наведались к 86-летней жительнице и с ходу стали оскорблять хозяйку, шарить по углам. Сборщики долгов, но с грибными ножами в уме — косить бабки и бабок. Погрозив бабушке, они узрели на плите грибной супчик — еще теплый. Хозяйка сварила его из свежесобранных дикоросов — из-за кредита старушка питалась на подножном корму.

Не зря молвится: жадность фраера погубит. Коллекторы потребовали супчика. Жадины-говядины. Нашли, кого обирать! Говядиной в супе и не пахло. Пахло, как позже выяснили судмедэксперты, ядовитыми грибами. Хлебая и рыгая, сборщики даров не переставали осыпать хозяйку нецензурной бранью и угрожать физической расправой. Не по-христиански это. Уже в БМВ добрым молодцам стало худо, и они померли в адских мучениях. А бабушка попала в больницу с отравлением. Железное алиби.

Собирать грибы граблями

Последнее ЧП случилось в дотационном регионе. В соседней с ним области еще в прошлое лето «тихая охота» тоже стала громкой. Во Владимирской области чиновники придумали ввести налог на сбор дикоросов. Заикнулся об этом губернатор. Внешне благопристойное предложение: возродить сбор и производство грибов в промышленном масштабе да наладить импорт готовой продукции. А то грибы вывозятся — бюджет не получает с этого прибыли. Областной парламент занял выжидательную позицию.

Возможно, инициатива о «громкой охоте» тихо умерла бы, но тут министр сельского хозяйства РФ вдруг поддержал инициативу промышленного сбора и переработки грибов. На Владимирщине прошли протестные пикеты. Налог на грибы-ягоды начал обсуждаться в Сети. Возмущенный народ предлагал ввести налог на воздух. После громкого скандала с задержанием сторонников «тихой» охоты власть взяла свои слова обратно.

Да что нам владимирские проселки! Собственно, с программы «Дикоросы» и началась в Бурятии хозяйственная деятельность В.В.Наговицына, привезшего из Томска идею глубокой переработки даров природы, самозанятости населения и выхода с экологически чистой продукцией на мировые рынки. Ведь у нас, кроме грибов и ягод, зеленое золото под ногами. Минприроды РБ принялось разрабатывать закон о порядке заготовки лесных ресурсов, а минэкономики Бурятии оформило проект единой республиканской системы по сбору и переработке дикоросов. Маринованные рыжики, замороженные клюква и брусника, черемша в вакууме, березовый сок в бутылке, соленый папоротник, клюква в сахарной пудре с берегов Байкала…

А выросла развесистая клюква. Назвался груздем — полезай в кузовок.

   

На идею были потрачены миллионы, однако в тайге сегодня работают единичные микропредприятия. Гладко было в бизнес-планах, да забыли о «дабанах» — перевалах. Потому что Западная и Восточная Сибирь, говорят у нас в Мухоршибири, это две большие разницы. Это вам не владимирские лужайки! Себестоимость дикоросов дикая.

Что же это было в «нулевые»? Был популистский ход. Сахарная пудра. И теперь, когда грибы в Бурятии можно косить, мы наступаем на те же грабли.

Объелись грибов

Закон о запрете уличной торговли вступит в силу 1 января 2019 года. Пока же нынешний изобильный урожай грибов будет продаваться на всех углах. Но и в будущем году, смею уверить, он будет предлагаться «с земли и с крыльца». Но за углом. Что чревато отравлениями. Если кто-то решит продать излишки продукции легально, то должен будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. И платить налоги — около 23 тысяч в год. Деньги для бабушек и тетенек неподъемные.

Три года назад, весной 2014-го, согласно опросу Института социологии РАН, доля подкармливающихся с земли граждан была значительно ниже — она составляла 20%. (нынче до 33%). Это в целом по стране. В Бурятии, думаю, эта доля выше. Доля малоимущих. Потому и возникает бум на грибы-ягоды. На начало августа трехлитровое ведерко белых грибов на Центральном рынке стоило 800 руб. В прошлом году на том же рынке 7-литровое ведро маслят продавали по 500-700 рублей.

Тем временем власть ведет себя, будто объелась грибов. Ор Турецкого. Первый раз — вполне, второй — дурной тон. Сперва зрелищ, потом хлеба. Громкий популистский ход. На той же площади, где забирали в дежурные машины сторонников защиты леса. А без леса грибов не бывает. Назвался груздем — полезай в «воронок».

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.