Специальные меры поддержки для тех, кто занимается сбором и переработкой лесных даров, разрабатываются в рамках действующей в регионе долгосрочной целевой программы «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства».
Ежегодно жители тюменских сел заготавливают не менее двух тысяч тонн одной только клюквы. Если будет отлажена система закупа, а тем более переработки, объемы могут возрасти в несколько раз. Заняться сбором дикоросов в промышленных масштабах готовы тысячи сельских семей.
В прошлом году в одном только Вагайском районе собрали 1,2 тысячи тонн клюквы, 22 тонны брусники, около 20 тонн голубики, порядка 70 тонн кедровых орехов и около 10 тонн грибов. Это одна из немногих территорий заболоченной части области, где сбор дикоросов ведется не от случая к случаю, а уже почти поставлен на промышленную основу. В урожайные годы вагайцы зарабатывают на болотной ягоде от 200 до 700 тысяч рублей. Закуп и сбыт вот уже в течение пяти лет ведет их же земляк, выходец из деревни Тукуз Эльмар Ибуков. Причем свои заготовители у него не только в родном районе, но еще и в соседнем, Тобольском, — в общей сложности почти два десятка точек закупа. В прошлом году только в вагайских селах Ибуков закупил 870 тонн клюквы. Люди уже уверены в рынке сбыта, и только ягоды начинают поспевать, практически переселяются на болота. Уезжают на два, а то и три месяца, за десятки километров от дома. У многих там построены специальные избушки.
Предприниматель не просто ведет закуп, но и обучает заготовителей, как правильно собирать и хранить клюкву. Теперь уже никто не держит ягоды в гаражах, где пахнет бензином, как это бывало раньше. Эльмар даже придумал специальную систему мотивации: ежегодно на праздновании дня села вручает передовикам подарки — домашние кинотеатры, телевизоры, чайники. Люди начинают соревноваться уже с начала сезона. Правда, на протяжении трех лет в районе один победитель — Тимур Кузакбердиев из села Малый Уват. Вместе с семьей он уезжает на болото в конце августа, а возвращается домой только с наступлением морозов. В 2011 году Кузакбердиевы сдали 7,5 тонны ягод, в прошлом — 5,3 тонны.
Господдержка отрасли будет большим подспорьем для таких семей, уверен первый заместитель главы администрации Вагайского района Михаил Фролов. Ведь в районе есть деревни, где совсем нет производства. Это так называемая зона Заболотья, люди там выживают только за счет продажи рыбы и ягод. Главам сельских поселений сейчас поручено провести мониторинг, выяснив, сколько человек хотели бы заниматься сбором дикоросов на вверенной им территории. Районные власти полагают, что таких наберется тысяч пять, не меньше.
Аналогичную работу сегодня проводят и в других муниципалитетах, на территории которых тоже много заболоченных мест, — Тобольском и Уватском районах.
— По сравнению с другими районами у нас объемы небольшие, но от 200 до 500 тонн ягод мы собирать могли бы. Заготовкой собираются заняться жители около десятка деревень, — поясняет начальник отдела АПК Уватского района Владислав Чукомин.
Хотя клюквы в районе на самом деле очень много, добавляет он. Просто собирать ее не всегда экономически выгодно. С некоторых территорий дикоросы можно вывезти лишь «вертушкой», то есть транспортные затраты получаются очень высокими.
А вот в Тобольском районе потенциал куда больше. По подсчетам районных властей, уже сейчас население ежегодно собирает свыше 500 тонн лесных даров. Их закуп ведут три кооператива и пять предпринимателей. Здесь думают о том, как охватить еще и дачников, ведь вокруг Тобольска немало садовых обществ.
По мнению начальника районного отдела сельского хозяйства Владимира Михайлова, поддержка отрасли, безусловно, нужна. 70 процентов мест сбора дикоросов расположены на труднодоступных территориях. Необходима помощь с организацией вывоза ягод с болот, и без вездеходов тут не обойтись. Нужны холодильники, оборудование для сортировки и переработки.
Помощь, поясняют в районах, требуется и для освоения дальних территорий, ведь очень много болот, где ягоды вообще не собираются. Можно даже создать специальные сезонные выездные бригады, помочь людям построить избушки.
— Почему все это нужно и важно? Это гарантия занятости населения. Пусть она сезонная, но за несколько месяцев семья зарабатывает себе на весь год. Многие деревни до сих пор живы только благодаря дикоросам. Не будь той же клюквы, люди уже давно уехали бы из этих мест и многие деревни исчезли бы с карты, — приводит весомые аргументы Владимир Михайлов.
Ведущие закуп дикоросов предприниматели, в свою очередь, говорят: если будет господдержка, объемы заготовки можно будет увеличить в три-четыре раза.
— Мы недавно купили автоматизированную линию очистки ягод. Ее установка уже позволит увеличить сбор как минимум на 50 процентов, — поясняет предприниматель Ибуков.
Не дожидаясь господдержки, он уже начал создавать в районах крупные накопительные центры с первичной переработкой дикоросов, где закупленное сырье будут очищать и замораживать. А в ближайшие год-два планирует запустить линию по глубокой переработке — начнут производить соки, морсы, варенье, джемы. Выиграть у конкурентов намерен за счет того, что сегодня на рынке крайне мало продуктов первого отжима — в основном представлены восстановленные соки. Глубокую переработку предприниматель намерен организовать в областном центре, потому как все-таки большое значение имеет развитая логистика.
Подобное предприятие, вероятно, появится и в Тобольске. Местный комбинат, занимающийся производством безалкогольных напитков, уже подыскивает оборудование для изготовления из ягод сиропов и концентратов.
— На самом деле интерес к дикоросам большой, но первый вопрос, который все задают, — а какая поддержка будет оказана? Мы рады, что есть желающие, но вдвойне будем рады тем, кто придет не только с желанием, но еще и с наработанным опытом, — говорит Владимир Михайлов.
Муниципальные власти признаются, что им, безусловно, выгоднее поддержать местных предпринимателей, а не тех, кто просто скупит ягоды и увезет в другой регион. Создание производств на месте — это и дополнительные рабочие места, и налоги. Правда, те, кто уже давно работает на этом рынке, уверяют, что опасаться нашествия бизнесменов из других регионов не стоит.
— В Тюменской области высокий уровень жизни, и, как следствие, ягода дорогая. В центральной полосе России, например, закупочная цена начинается от 30 рублей за килограмм. Чужие компании к нам не пойдут только потому, что за такие деньги им никто здесь сдавать ягоды не будет. Сами сравните: в прошлом году мы закупали клюкву в Тюменской области по 80 рублей за килограмм, а коллеги из других регионов предлагают уже замороженную продукцию по 82 рубля, — поясняет Эльмар Ибуков.
С одной стороны, жителям Тюменской области это на руку, но есть и минусы: раз тюменская ягода дороже, то и на прилавок с ней попасть сложнее. Занимающиеся дикоросами предприниматели сетуют: крупные торговые сети местную продукцию практически не берут, особенно те, что пришли из ягодных регионов, например с северо-запада России. Пока тюменские дикоросы реализуются преимущественно через мелкие магазины, а также поставляются в социальные учреждения. Поэтому помощь государства в продвижении лесных даров на рынок тоже будет не лишней.
http://www.rg.ru/ |