10 июня 2020
Биробиджанер Штерн
История эта произошла с людьми, которых я давно знаю и люблю, с моими одноклассниками, один из которых по совместительству к тому же мой муж. Так что знаю ее, как говорится, из первых уст и даже сама имею некоторое отношение к тем событиям.
Случилось это еще в те стародавние времена, когда воды Тунгуски были чистые и рыбные, ее берега немноголюдные и богатые травами, грибными релками, ягодниками, на которых можно было нос к носу столкнуться с медведем-лакомкой, в золотые времена нашей молодости. В то лето родители мои в кои веки выбрались в отпуск, что было событием, заметим, совсем не рядовым. Попутно они планировали совершить вояж к целому ряду далеких родственников, так что поездка ожидалась долгой.
На наше попечение было оставлено немалое хозяйство: дом, огород и сад, пара поросят и лохматый любимец-дворняга Цыган. Как-то само собой получилось, что постепенно в Соцгородок вместе с нами перебралась добрая половина наших друзей, в основном наших же одноклассников, которых я до сих пор нежно люблю и всегда рада видеть, и моих коллег, таких же, как я молодых педагогов. Благо все мы в основном были в отпусках.
Количество народа и его состав в доме плавно менялись, родительские запасы домашнего вина, напротив, только убывали.
Как бы то ни было, мы честно справлялись с возложенными на нас обязанностями и прекрасно проводили время, наслаждаясь прелестями деревенской жизни.
Именно в это время пошел гриб! Кто собирал грибы на берегах Тунгуски, тот знает, что это такое. Сезон сбора краток, обычно пару недель, а азарт так велик, что бросаешь все дела.
Как можно отказать себе насладиться прохладой воды, пьянящим запахом цветущих трав и грибной прели, густой тенью листвы и солнечными бликами в просветах между ней, а главное, несметным количеством грибов, которые не думают даже прятаться он внимательных глаз грибников.
Остановить свой жадный аппетит практически невозможно: ну вот еще один красавец, а под тем кустом многочисленная семейка крепких боровичков, а на поляне, шляпка к шляпке, выстроилась целая дорожка – да они сами просятся в руки. Всевозможная пластинчатая мелочь типа сыроежек и волнушек не удостаивалась нашего внимания, лишь однажды, наткнувшись на рыжую от лисичек поляну, не смогли отказаться от такой красоты! Даже бравыми, как солдатики, подосиновиками, заметными издали, не всегда соблазнялись. Полюбовавшись, чаще всего оставляли их для мелкого лесного народца: пока доберешься до дома, нарядные яркие головки посинеют и потеряют свою красу. Незаметно набиралась полная лодка отборных грибов. Домой возвращались усталые, но счастливые, переполненные сказочной умиротворенностью природы.
А потом начиналось! Кто-то все это богатство должен был разобрать, помыть, почистить, отварить. Этим кем-то чаще всего была я. Хотелось же только одного – смыть с себя грязь и пот и вытянуть гудящие от ходьбы ноги. Поначалу все участники этих событий с удовольствием уплетали грибные пироги и жареную картошечку с грибами, супы и запеканки. Но через несколько дней такая диета стала надоедать, а грибы все не кончались. Пришлось в срочном порядке делать заготовки на зиму. Ни сил, ни терпения на это уже не оставалось, но моя хозяйственность не могла позволить пропадать добру.
Чего мужчин в очередной раз понесло на реку, я за давностью лет даже не могу сказать, но на вылазку мой муж с другом отправились вдвоем, оставив меня разгребать остатки предыдущей добычи. Надо ж тому случиться, что по дороге домой руль-мотор заглох. Пока один из героев рассказа, приставши к берегу, ковырялся в поисках неисправности, второй решил размять ноги.
Берег как берег, трава по пояс, да несколько деревьев сбились в кучку – даже не релка, а так, отдельная куртинка. Поднялся по обрыву и не удержался от призывного вопля. Отборные белые грибочки, как бравые гвардейцы на параде, видимо-невидимо, хоть косой коси. И накосили, кто ж тут удержится, пройдет мимо?! Гордые собой, своей удачливостью, возвращались домой, по пути шуганув городского недотепу, просившего продать это богатство за полсотни рублей – немалые, между прочим, по тем временам деньги: «Ты чего, мужик, сдурел? Поезжай, собери сам, такие красавцы нам тоже нужны!»
Каюсь! Выгнала мужиков из дома вместе с теми грибами, даже не взглянув на них: «Идите, раздавайте кому хотите, видеть их больше не могу!»
И пошли, точней, поехали по родным, друзьям и соседям пристраивать свою добычу, тихо чертыхаясь в свой адрес: «Дураки, лучше бы деньги взяли, сидели бы сейчас дома».
Вспомнили мы об этом случае недавно, не соврать бы, более чем через три десятка лет, когда вся наша компания вновь встретилась в Соцгородке. Посмеялись и вздохнули, украдкой сглотнув слюнки, – сейчас бы те грибочки!
Автор: Елена Марундик, Израиль