28 февраля 2021
Почти год прошёл с того момента, как в области заговорили о сборе и отправке (в конечном итоге) в Японию амурских ягод, грибов и прочих природных даров.
Мёд — не дикоросы
Что же мы имеем сегодня в плане развития отрасли? Да практически ничего, утверждает секретарь Союза переработчиков дикоросов Амурской области Павел Ермаков:
“ — Заявление было громким: «Создание новой экспортно-ориентированной, имиджевой отрасли». Так почему к ней такой наплевательский подход? Раз речь об отрасли экономики, о создании производства и рабочих мест, об увеличении экспорта за счёт дикорастущего сырья, должна быть хотя бы соответствующая нормативная база: типа постановления губернатора или правительства, рабочей программы, дорожной карты — как угодно! Ничего этого за год не создано. Также никаких встреч с представителями компаний и никаких занятых в этой работе. Более того, открытым текстом было сказано, что ни одного конкретного бизнес-плана не просмотрено. Губернатору, конечно, всегда докладывали об активной работе, только с кем и в каком направлении?.. А что самое и смешное, и возмутительное — официальные лица сейчас бодро рассказывают про мёд, про то, что включили разное оборудование для перекачки продукции в список субсидируемого государством. Но ведь мёд никакого отношения к дикоросам не имеет! Это такой же продукт животноводства, как и, например, молоко, только пасутся пчёлы, а не коровы. То есть это сельское хозяйство. Никто у нас в дикой природе у диких пчёл в дуплах мёд не собирает!.. А последнее, что хочется отметить: при грамотной организации процесса перспективы у отрасли огромные. И в других регионах РФ налоговые отчисления от этой работы исчисляются миллиардами рублей. К примеру, в Томской области в региональный бюджет от переработки дикоросов ежегодно поступает 15 млрд рублей, что сравнимо с вкладом в казну местных нефтяников. ”
Помощи не просят
Вопросы о годовых итогах работы с дарами амурской природы мы адресовали главе минсельхоза Приамурья Олегу ТУРКОВУ.
— Итак, создана ли за год нормативная база по сбору дикоросов?
— Специально для одного из экономических направлений развития данной отрасли отдельной нормативной базы не создано. Уже в действующем областном и федеральном законодательстве есть достаточно мер господдержки для заготовщиков, переработчиков и реализаторов дикоросов.
— За год утверждено 18 единиц оборудования по сбору и переработке дикоросов, по которому субсидируется приобретение, — о какой сумме речь?
— По этому вопросу ни один из предпринимателей не обратился за господдержкой — оборудование никто не покупал. Хотя возврат затрат составляет 50%. Более того, перечень субсидируемого оборудования значительно увеличен.
— Сколько за год было создано рабочих мест по сбору и переработке дикоросов?
— В настоящее время такими данными мы не располагаем.
— Какую финансовую отдачу получил бюджет за год от сбора дикоросов?
— Правительство области не делает ставку на то, чтобы бюджет получал от отрасли какие-то отчисления (бонусы). Важно видеть, в первую очередь, социальную значимость направления, то есть обеспеченность сельчан хотя бы сезонной работой. Тем более что от этого можно получить неплохую финансовую поддержку, если, конечно, к этому подойти серьёзно. И потом, если у нас есть такое сырьё и оно пользуется спросом, почему бы с ним не поработать. Тем более что и иностранные потребители с уважением относятся к экологически чистой продукции.
— Меры господдержки распространяются также на производство мёда, но разве он относится к дикоросам? Соответственно, и проходить это должно по линии сельхозпроизводства?
— Меры господдержки распространяются на всю сельхозпродукцию, в том числе дикоросы. Мёд всегда являлся сельхозпродуктом, относящимся к отрасли животноводства. Но подведомственность по дикоросам передана Минсельхозу РФ только в конце 2019 г. Поэтому и господдержку для дикоросов мы вводим изменениями в уже существующее законодательство, которое работает не один год. Производители мёда, в деятельности которых есть оборот дикоросов, также могут воспользоваться господдержкой, ведь в перечне субсидируемого оборудования есть и то, что могут использовать пчеловоды, кроме граждан, занимающихся личным подворьем.
— Налажена ли обратная связь с заготовителями дикоросов? Сколько рассмотрено и запущено соответствующих бизнес-планов?
— Мы плотно взаимодействуем с теми, кто реально работает и идёт на контакт. Что касается бизнес-планов, в 2020 г. к нам поступило три документа, которые больше как предложениями не назовёшь.
— Какие основные проблемы в своей работе излагают заготовители?
— Не все, конечно, понимают, что министерство — не банк, и деньги за ещё не выполненные работы не выделяются. А господдержка оказывается только по уже понесённым затратам.
— Что в развитии отрасли будет сделано в 2021 г.?
— Сейчас пандемия коронавируса, которая тормозила работу в 2020 г., затихает. Создана рабочая группа из представителей заинтересованных служб и бизнеса, которая будет собираться один раз в квартал для совместного решения возникающих по отрасли вопросов.
Справка
В 2020 г. собрано около 15 тонн дикорастущих ягод (голубицы и брусники). Более 10 тонн солёного белого груздя отправлено на прилавки амурских магазинов и рынков, а также в Приморье и Хабаровский край. Для купажирования чая заготовлено около 500 кг дикорастущей травы, листа и ягод.
Автор материала: Информационная служба портала 2×2.su
Источник фото: www.pexels.com
https://2×2.su/news/society/naladili-li-v-priamure-sbor-dikorosov.html