Свекровь и невестка Боровик — специалисты по продаже лесного деликатеса.
Фото: Сергей Лазовский
За грибами на автомобильных трассах выстраиваются очереди
На выходных вдоль амурских трасс выстраиваются очереди автомобилистов — они ждут, когда появится грибник с заветным ведерком. Грибы в этом сезоне на пыльных придорожных прилавках не залеживаются.
Белое мясо
Будний день, а на обочине представлен почти весь грибной ассортимент. Подосиновики (400—500 рублей за 7-литровое ведерко), ольхушки (500 рублей 10 литров). Маслята и лисички уже разобрали. Зато остался эксклюзив — грузди за 1500 рублей ведро, единственное по всей трассе. «Мы полдня вдвоем его еле как насобирали», — объясняет кусающийся ценник груздевый монополист.
Грибов этим летом много — погода поспособствовала. Но чтобы набрать товар на продажу, придется побродить несколько часов.
— Я вот всю неделю ходила, — говорит Лидия Усольцева, покрасивее укладывая крепкие подосиновики. — Но уж лучше по лесу ходить, чем тут сидеть продавать.
Благовещенская пенсионерка Галина Родионова — сама в прошлом большая любительница тихой охоты. Но сегодня она выступает в роли покупателя.
— Мы все эти места облазили, а сейчас ноги не ходят, — объясняет Галина Александровна, прицениваясь к белым грибам. — Это король грибов! Самый ценный, самый вкусный. Хоть суши его, хоть замораживай, а зимой доставай — как свежий. А если пожарить — вкус напоминает мясо.
Боровики предпочитают ольхушки
Белыми грибами в этот день на трассе могла похвастать только семья Боровиков. Жители села Новотроицкого с грибной фамилией занимаются этим лесным товаром уже много лет. Ходят по грибы всем семейством, включая самых младших боровичков. К слову, грибы боровики — в особенном почете. Правда, попадаются они редко, и на продажу их не выставляют.
— Мелкие — за 800 рублей, крупные по 600 отдам, — озвучивает покупательнице стоимость белых грибов Галина Боровик. — Смотрите, какие хорошие!
— Давай за 500!
— Не можем, — вступает в разговор невестка Татьяна Боровик. — Я вас понимаю, вы пенсионеры, у вас пенсия маленькая. Но мне ребенка в школу собирать.
— Есть ольхушка, подешевле. Раньше мы никогда ее не собирали, а однажды мне белогорьевские мужики дали попробовать закуску. Я спрашиваю: что за мясо? А они говорят: это гриб! — рекламирует новинку старшая Боровик.
— Вкусный, на кальмара похож, — подмечает Татьяна.
Грибов все меньше
В целом за сезон на продаже грибов можно заработать несколько десятков тысяч рублей.
— Я 25 тысяч в прошлом году сделала, — признается девушка. — Жить можно. Правда, с каждым сезоном грибов все меньше и меньше. Леса выпиливают да поджигают.
Но пока на отсутствие товара и, главное, покупателей грибники-бизнесмены не жалуются.
— По воскресеньям мы вообще не стоим. Придешь, а тут уже очередь из машин — ждут нас, — делится Галина Иосифовна. — А это груздя еще нет! Но не известно, пойдет он или нет, нынче груздь как-то местами. Вчера два нашла, сегодня три. Я вообще люблю грибы собирать. От всего отключаешься — никакой беды нет. Правда, устаешь — сопки высокие. На одной стороне грузди, на другой — белые. Побегай за ними!