Сказка о Гериции кораллоподобном

2 февраля 2016

В одном дремучем лесу, где было много деревьев, жили грибочки. Здесь можно было встретить и семью длинноногих опят, и сыроежку с голубой шляпкой, и гордого белого гриба. Все они дружили между собой и, несмотря на определенную внешнюю непохожесть, мирно сосуществовали в большом лесу. У этих грибов в соседстве жили также бледная поганка и мухомор. Большинство зверей обходила поганку и симпатичного Мухоморчика, поскольку эти грибы были им не по вкусу, после них болел живот, а в гости шли к грибочкам съедобным. Среди этого всего грибного разнообразия рос, только в одном месте — на бревне бука лесного, гриб, увидев который удивлялись и звери, и люди. Еще бы! Этот грибок был совсем не похож на другие, у него не было шапки, неопределенными были контуры ножки, и все плодовое тело напоминало скорее морской коралл.

— Откуда он взялся в нашем лесу? — перешептывались между собой белочки.

— Его что — можно есть? — удивлялись ежики. И никто, никто из лесных зверей даже и не догадывался, что давным-давно в этом лесу жили много-много таких грибочков, похожих на кораллы. И жили они в большой дружной семьей, и ими лакомились лесные звери, и им всем был по душе благородный вкус этого коралловидного гриба. А необычная форма отличала его от всех остальных. Но время шло, в лесу все менялось. На место произрастания Гериция, а именно так звали этого гриба, часто заходили люди, которые спиливали деревья, вытаптывали лесной покров, срывали цветы, иногда даже разжигали костер и оставляли после себя черные угарные пятна. От таких действий человека Гериций очень страдал, он все реже и реже образовывал свои коралловидные тела, и, пытаясь скрыться от людей, оставался в виде незаметной паутинообразной грибницы. Но люди уничтожали Гериций, даже не подозревая этого. А все потому, что в качестве избушки этот грибочек выбрал себе стволы и бревна бука лесного. И именно это дерево оказалось необходимым для людей — они использовали его для строительства и поэтому опрометчиво забирали из леса спилены бревна вместе с незаметной грибницей Гериция. Так Гериций остался расти только в одном, труднодоступном для людей месте. Его братцы и сестрички исчезли из этого замечательного леса, оставив его одного. И не было у него ни папы, ни мамы, которые могли бы утешить. Отчаяния добавляло и то, что его игнорировали даже зверьки, которые просто не знали, что он съедобен. Так этот грибочек и оставался бы одиноким, если бы в один прекрасный осенний день, когда сквозь листья деревьев пробивались игривые солнечные лучи, лесом не прогуливалась волшебная фея. Эта фея была очень хорошей и любила природу. А еще она была очень любознательною и хотела все на свете знать и всем на свете помочь. Поэтому она перелетала с ветки на ветку, с цветка на цветочек, когда вдруг ее взгляд остановился на бревне бука, на которой мирно дремал себе Гериций.

— Что это такое? — задумалась фея. Она облетела этот необычный гриб-не-гриб со всех сторон, осмотрела и признала, что подобного еще не видела.

— Может это коралл? .. Но нет, ведь я не в море, а в лесу. А может, это просто кто-то оставил здесь игрушку, чтобы меня удивить? Надо вернуть ее владельцу. Вероятно, тот ребенок волнуется, что потерял этого, м-м-пластмассового коралла. Фея подлетела ближе и принялась обеими руками за «игрушку», но вдруг …

— Ой! — И она в испуге отскочила назад и спряталась за деревом. — Кто здесь? — Гериций открыл свои глаза и никак не мог понять, кто же это пощипал его лицо.

— Ишь ты, оно живое! — всплеснула руками фея.

— Не оно, — рассердился грибочек, — я жив и меня зовут Гериций коралловидный. А ты кто?

— Я — волшебная фея, — ответила крылатая девочка. — Я гуляю в этом лесу, собираю листочки и грибочки, знакомлюсь с зверушками. И до сегодняшнего дня я считала, что уже все знаю об этом месте. Но тебя я раньше не встречала. Ты, наверное, пришел к кому-то в гости? — Фея внимательно посмотрела на Гериция, пытаясь угадать, который житель леса смог бы позвать к себе в гости такое странное создание.

— Нет, я здесь живу, — услышала Фея в ответ, — и как мне путешествовать, если я — гриб? Неужели ты не знаешь, что ни молодые грибочки, ни опытные грибы не способны двигаться? Это только, если нас схватит ежик или белочка, тогда мы еще можем видеть немного белого света. А так остаемся непоколебимыми.

Фея в это время пыталась вспомнить всех грибов и грибков, с которыми она была знакома, но ничего не знала именно о Гериции.

— Если ты здесь живешь, то где твои братики и сестрички? Если ты гриб, то где твоя шапка и ножка? — продолжала она.

— Я редкий гриб, — ответил ей Гериций, поэтому ты меня раньше и не встречала. Он на минуту задумался и добавил: — И в следующем году должно быть уже и не встретишь.

— Почему? — Удивилась Фея, — тебе не нравится этот лес? Или тебя лесные жители обижают?

Грибочек только вздохнул:

— И лес мне нравится, и животные не обижают. Но жить становится мне все труднее — вокруг вырубили мое дерево, бук, поэтому здесь не поселяются братцы и сестрички, а жить в одиночестве — это не жизнь. Печально и безнадежно. И зима должна быть суровой. Ох, не переживу я ее, наверное …

— Я могу тебе чем-то помочь? — Фея сочувственно смотрел не Гериция и перебирала в своей голове все известные ей варианты помощи грибам.

— Я не знаю — растерялся Гериций. — Я никогда раньше не просил ни у кого помощи.

Но фея вдруг радостно закружилась в воздухе.

— Я знаю, знаю, — сказала она. — Я отнесу тебя в свою волшебную лабораторию и там пребудешь зиму, а весной — верну тебя обратно в лес. Так смогу тебя защитить от лютой зимы.

— Но если ты меня заберешь с собой, то как мне питаться? Я себе медленно ел вот эту колоду, на которой рос, а в какой-то л …, ла … — что, переспросил Гериций, — куда ты меня планируешь забрать?

— В лабораторию, — фея продолжала настаивать на своем, — и голодный ты там не будешь, не волнуйся.

— Ты возьмешь меня вместе с буковым бревном? — Гериций никак не мог понять о какой пище идет речь.

Фея улыбнулась:

— Нет, я не смогу поднять вас обоих, но в моей лаборатории ты поселишься в особом теплом месте, которое называется термостатом, а твоим кроваткой и одеяльцем станут два прозрачных круглые блюдца — я их называю чашками Петри, а подушкой станет специальное желе из картофеля. Ты себе будешь отдыхать, расти и набираться сил, а ранней весной я снова принесу тебе сюда. А еще мы попробуем в лаборатории найти тебе братьев и сестер. Весной я всех вас принесу сюда, в этот благодатный лес и тогда ты уже не будешь таким одиноким.

Грибочку Герицию очень понравилась такая идея. Он порадовался тому, что у него появятся родные и, наконец, у него будет семья.

— То, что ты говоришь — прекрасно, — Гериций светился от счастья, — я хочу путешествовать с тобой, в твою волшебную ла-лабораторию.

Фея осторожно отодрала Гериция от дерева, на котором он рос, и начала заматывать его в большую белую бумагу.

Гериций запротестовал:

— Не заматывай меня! Я так ничего по дороге не увижу!

— Но я волнуюсь, — настаивала Фея, — наш путь длинный и пока мы выберемся из леса, на тебя может упасть веточка или листочек, или, не дай Бог, ты замерзнешь и заболеешь, ведь в воздухе очень много бактерий.

Взгляд Гериция потупился:

— Неужели я так и не увижу этого прекрасного леса?

Фея подумала и сказала:

— Я закутаю тебя всего и только твои глаза оставлю свободными, чтобы видеть.

Так они и отправились в незабываемую дорогу в лабораторию. Гериций восторженно рассматривал лес, здоровался со всеми грибами, что встречались на их пути и кричал им:

— Не огорчайтесь без меня, я скоро вернусь с братьями и сестрами!

Грибы только пожимали своими шляпки и удивленно переговаривались:

— Вы это видели? Вы его знаете?

Так Фея с Герицием добрались до лаборатории. Фея выложила Гериций на холодную поверхность и включила яркое освещение, а сама куда-то вышла. Гериций, после того как его глаза привыкли к свету, начал осматриваться. Он увидел, что находится за прозрачным стеклом. Очень близко от него горело тоненькой струйкой пламя, а запах напоминал запах леса после грозы. За стеклом вокруг он видел различные приборы, сделанные из дерева.

— Так вот куда забрали мой дом, вот на что потратили мои деревья! Здесь, в этой лаборатории, все искусственное — искусственное солнце, искусственное тепло, искусственный запах дождя и .. и теперь я тоже буду жить в искусственных условиях. Гериций загрустил. Но тут к нему снова пришла волшебная Фея. Заметила, что грибок сокрушается и спросила:

— Почему ты такой грустный?

Гериций ей в ответ:

— Как же мне не грустить? Вы, феи, создали лабораторию, в которой все искусственное, то, может, вам и солнышка не нужно? И дождика? И молнии, чтобы создать огонь? Вы это все делаете сами?

Фея сначала не поняла о чем это Гериций ей жалуется, а потом ей стало ясно.

— Не волнуйся, — сказала она, — это искусственное солнце на самом деле не солнце, а бактерицидная лампа, она излучает ультрафиолетовые лучи, которые помогает убивать все бактерии, чтобы они тебе не помешали. Запах, который ты чувствуешь, действительно напоминает запах после грозы, поскольку обусловлен молекулой озона. Она образуется под действием этой лампы с кислорода, которым ты дышишь. Такое же вещество образуется во время грозы, когда загорается молния. А пламя, которое ты видишь, ради дезинфекции. Ведь сейчас я поставлю тебя в стеклянную прозрачную кроватку с желейной подушечкой, и чтобы тебе было там комфортно, должна сделать все идеально чистым, стерильным. Но подожди еще немного, чтобы лампа наверное уничтожила все бактерии.

Гериций успокоился, а когда увидел свою кроватку, очень обрадовался — она была прозрачной и круглой, а коричневая подушечка напоминала ему цвета опавших буковых листьев.

— Почти как дома, — подумал Гериций и стал ждать новоселья. Вскоре фея действительно постелила ему кроватку и Гериций мирно уснул. А чтобы в глаза ему не светило солнышко, но при этом было тепло, фея перенесла его в темное место со стабильной температурой, которое она называла термостатом.

Но недолго пришлось Герицию спать спокойно. Однажды ночью его начал донимать настырная боль и показалось, что он слышит какие-то голоса. Когда утром фея пришла навестить его, то увидела, что на его подушке поселились злобные бактерии и грибки-дейтеромицеты, у которых не было ни шапки, ни ножки. Им всем понравилась подушка с картофельного желе, и они вкусно хрустели. Эти мельчайшие разбойники совсем не хотели оставлять Гериция в одиночестве, очень уж им понравилось в тепле и покое. Но Герицию они были не по душе, ведь мешали ему расти, забирали его подушечку и всячески смеялись.

— Забери их отсюда, — попросил Гериций.

— Я не могу их забрать, — растерялась Фея. — И как они умудрились проникнуть под стекло? Но я могу сделать тебе новую подушечку и переселить тебя в новую кроватку. Для этого мне придется повторить всю процедуру переселения сначала. И Фея снова включила лампу, лучи которой напоминали Герицию его любимое солнышко. А потом она приготовила ему новую подушечку и перевела его в новую, тоже стеклянную кроватку. Там Герицию также было тепло и уютно. А незваные бактерии этот раз перестали его пугать, потому что фея решила добавить в желейную подушечку немного антибиотиков, которых незваные бактерии крайне боялись. Так Гериций жил-поживал и горя не знал. Ему было совсем не грустно, ведь Фея ежедневно приходила к нему, что-две недели меняла ему постель, а однажды призвала на помощь других фей и они принесли Герицию братьев и сестер, которые пока тоже жили в стеклянных кроватках. Гериций расспрашивал родню обо всем на свете, ему очень хотелось знать о судьбе всей своей семьи. Гериций был счастливым. Он совершенно изменился в лаборатории. Вместо несчастного грибочка с печальными глазами фея видела веселого, похожего на паутину гриба, который с нетерпением ждал возвращения в свой лес. Фея навещала его все чаще и чаще. Она рассказывала ему о том, какой заснеженный сейчас лес, какие красивые снежинки падают, как укуталось снегом место их последней встречи.

Однажды фея принесла в лабораторию хрустящие мешочки, вверх заполнены буковыми опилками, много шелухи подсолнуха и пшеницу.

— Что это? — Удивился Гериций.

— Это тебе подарочек от Деда Мороза — ответила фея. — Я знаю, ты уже соскучился по своему буковом бревну, и чтобы ты не забыл, как пахнет это дерево, я попросила для тебя, а также твоих братьев и сестер, сделать вам подарок. Теперь я могу тебя переселить из чашки Петри — твоей прозрачной кроватки — в этот замечательный мешочек. Здесь просторнее. А еще ты сможешь вспомнить вкус завтрака с букового дерева, ну и попробовать деликатес в виде шелухи подсолнуха и зерен пшеницы.

Гериций очень обрадовался. Еще бы! Вещи, которые были дорогими его сердцу, были рядом. Он с удовольствием переселился в прозрачный мешочек, и оттуда наблюдал как его родные, как и он, изучали новый дом, наполненный буковыми опилками. За этими хлопотами Гериций и не заметил, как промелькнула зима. И когда солнце стало вставать раньше, и лучики сквозь окно лаборатории защекотали Гериция, а за окном пели птички и зеленели первые листочки, Гериций понял — скоро он увидит свой лес. И так радостно ему стало, так весело. Но радостное событие начала ожидать вся Герициева семья.

И этот великий день настал! В лабораторию пришло много волшебных фей, каждая из них взяла в руки прозрачный, наполненный опилками мешочек с грибком внутри, и отправилась с ним в лес. А в лесу уже кипела работа: одни феи перекочевали бревна бука, где должен поселиться Гериций, другие делали в поваленных деревьях небольшие отверстия. Еще одни переводили грибочки вместе с опилками из пакетиков в сделанные в бревнах отверстия. При этом все феи повторяли одно-единственное волшебное слово: — Реситу, реситу, реситу …

И когда все грибочки были переведены в их новый дом, феи поздравили друг друга с удачной работой. После этого они пожелали Герицию, его братьям и сестрам чтобы они уже больше никогда не терялись друг от друга, а жили большой дружной семьей. А семья Гериция коралловидного действительно стала большой — эти необычные грибы можно было встретить уже и на опушке леса, и у оврага, и в самой чаще. И даже из дупла белочки выглядел этот съедобный «коралл». Не обходили герициев уже и ежики. А другие грибы вежливо здоровались с этим причудливым грибом. И никто из них даже не догадывался, что если бы не забота Феи, Гериция в этом лесу уже могло и не быть. Вот и вы, дорогие дети, будьте внимательны и как будете с родителями в лесу — не пинайте ногами незнакомые вам грибочки, не ломайте веточки, не срывайте цветы — возможно они потеряли свою родню и очень одиноки в этом мире. Не губите их! А если встретите волшебную фею — помогите ей сохранить все живое и поучитесь у нее как это делать.

Гериций кораллоподобный в природе

«Картофельное желе» для Гериция кораллоподобного

Вот так выглядели вредители (зелено-голубые), которые мешали расти Герицию на картофельном желе

Формирование плодовых тел Гериция кораллоподобного в лабораторных условиях на буковых опилках

Формирование плодовых тел Гериция кораллоподобного в лабораторных условиях на шелухе подсолнуха

Как грибница Гериция кораллоподобного жила на зернах пшеницы

Начало формирования плодовых тел Гериция кораллоподобного, воспроизведенного методом re-situ

А вот и Фея у которой все получилось! Желает удачи и Вам!

Пасайлюк Мария Васильевна

http://www.nanometer.ru

Рубрики: Грибные новости страны и мира, Литературное творчество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.