3 мая 2022
Минимум инструментов, максимум творчества
Фото Сергея Куликова
Каждую свободную минуту Алексей Кочкарев посвящает любимому увлечению – работе с берестой. В гостиной маленькой уютной квартиры почетное место занимают изделия умельца с непередаваемым природным ароматом дерева – туеса, шкатулки, солонки, корзинки.
Алексей родился и вырос в Северном Казахстане. Признается, что всегда бересту воспринимал как материал для растопки печи. Потом переехал с семьей к родителям жены, в село Шорохово Исетского района. Случайно увидел в одном из тюменских торговых центров берестяное изделие – и пропал. Не мог отвести глаз. Решил, что тоже непременно научится.
— Первые попытки работать с берестой были в 2015 году. Как-то осенью приехали в лес за грибами, пока все ушли на «тихую охоту», я решил попробовать снять бересту. Потом уже узнал, что для творчества больше подходит не осенняя, а летняя молодая береста , — вспоминает умелец.
Теперь он заготавливает бересту сразу на год. После того как лишняя влага испарится, укладывает пласты природного материала под гнет, внутренним слоем друг к другу: так береста не царапается и не пересыхает.
Кочкарев многое почерпнул из видеоуроков опытных российских мастеров в Интернете, экспериментировал с формами, цветами. Поначалу использовал в работе морилку, лак, различные химические красители.
– Пришел к тому, что лишних красок не надо: береста сама по себе ценная и очень приятная глазу, – считает мастер. – Бересту, пока она влажная, можно сравнить с кожей: при работе с ними используются даже одинаковые инструменты – шило, нож, линейка, карандаш, ножницы.
Алексей считает, что настоящие профессионалы в работе применяют минимальное количество подручных средств.
Каждое берестяное изделие Кочкарева – произведение искусства. Так, даже небольшие туеса и коробки покрыты расписными берестяными узорами: здесь и кружево, и цветы, и необычные орнаменты. Все это – результат многочасовой филигранной работы.
В «меню» умельца – не только вещи для сугубо практического использования, как солонки или корзины для рукоделия. Иногда хочется сделать что-нибудь необычное. Так появилась шкатулка для украшений, крышка которой – миниатюрный граммофон. Есть реплики музыкальных инструментов – скрипка, укулеле (миниатюрная гавайская гитара), у которой есть самые настоящие колки для натяжки «струн».
Жемчужина коллекции Алексея Кочкарева – берестяная карета. За ее основу взята карета царя Александра Второго, в которой его везли на коронацию.
Карету мастер делал полгода: рисовал эскиз, затем вырезал и склеивал берестяные детали. Карету украшают герб с изображением двуглавого орла, старинные светильники и даже миниатюрная корона Российской империи.
Карета вместе с другими изделиями шороховского умельца выставлялась на площадках Исетского краеведческого музея, Тюменского Дома ремесел.
Родные поддерживают главу семьи в его увлечении. Особенно благодарен Алексей супруге, которая с пониманием относится к тому, что муж, за неимением мастерской, творит (и мусорит!) в квартире.
— Хочу научиться снимать сколотень (бересту «чулком»): так можно делать водонепроницаемые туеса, предназначенные, например, для хранения молока, а не только сыпучих продуктов , — говорит Кочкарев.
В месяц из-под «пера» мастера выходит четыре-пять поделок. В каждой из них – частичка души. Алексей не ставит дело на поток: для него важнее внутреннее самовыражение, поэтому свои изделия он чаще всего дарит людям, даже совершенно незнакомым. Неудивительно, что туеса и шкатулки Кочкарева «живут» в разных уголках земного шара: в Германии, на Курилах.