29 августа 2022
Похоже, для грибников нынешний год не задался. Но стоит ли им окончательно оставить надежду до следующего сезона? Об этом мы беседуем со старшим научным сотрудником заповедника «Большая Кокшага» Геннадием Богдановым.
«ВОЛШЕБНЫЕ» ДВА САНТИМЕТРА
— Геннадий Алексеевич, нынешняя жара мало кому в радость, а грибников она просто повергает в уныние…
— Действительно, дождей нет уже две декады подряд. А чтобы грибы пошли, должно одновременно выпасть два сантиметра осадков. Сегодня, к примеру, была небольшая тучка, но она уронила несколько капель — и все.
— И все же кое-где в Йошкар-Оле можно видеть торговцев грибами. Бывает, предлагают в основном белые, бывает — лисички. Где они их берут?
— Возможно, где-то местами дожди все-таки проходили. Но я грибов в лесу практически не вижу. Все, что встречал за последнее время, — это несъедобные желчные грибы и очень старые, чуть живые сыроежки.
— Вы упомянули про два сантиметра осадков. А за счет чего они могут образоваться?
— Для наглядности поясню: столько влаги может выпасть в результате дождя, идущего без перерыва пять-шесть часов. Но не ливня, а умеренного, средней интенсивности.
— Многие считают, что уже на следующий день после хорошего дождя можно идти в лес по грибы. Так ли это?
— Нет, конечно, это бесполезно. Грибница сейчас высохшая, поэтому ей нужно время, чтобы начать расти, распространяться, а затем образовать плодовые тела, то есть сами грибы. С учетом такой жары, как нынешняя, грибы могут пойти после обильного дождя лишь дней через пять-шесть.
ГОД СЛОЖНЫЙ, НО НЕ САМЫЙ ПЛОХОЙ
— Сейчас конец августа, а жара не спадает. Означает ли это, что грибов мы нынче уже не увидим?
— Ну, что не увидим — так говорить не будем. Я думаю, они еще появятся, но поздно — где-нибудь в середине сентября. Может быть, лисички пойдут. А вот чтобы более ценные, например, белые — это природе надо сильно постараться. Ведь сейчас, к примеру, картошку копаешь, а земля сухая, как пыль.
— Но в целом, наверное, этот год еще не самый плохой?
— Худшим за последнее время был, пожалуй, 2010-й. А нынче все-таки кое-что успели собрать. Например, грузди — главным образом, в темных лесах. Удивительно, что нынче в пойменных дубравах были белые грибы, и немало. До этого я за всю жизнь их там не встречал. Видимо, это произошло из-за нехватки влаги в других местах.
— А может ли случиться такое, что после нескольких засушливых лет подряд грибница просто-напросто отомрет?
— Нет, такого не будет. У грибницы же неограниченный рост. Она часто распространяется метров на десять в диаметре, а порой занимает не меньше гектара. Даже если от грибницы останется, допустим, пять-десять сантиметров, она будет развиваться дальше. Так что без грибов мы в конечном счете не останемся.
Фото с сайта pxhere.com.
Ранее «Марийская правда» сообщила о находке редкого гриба.
Владимир Марышев