31 июля 2023
Как спасти друга, попавшего в кольцо фей, и где найти ведьмино ухо? Как грибы стали фаллосами, а фаллосы грибами? А главное: почему в Рязани грибы с глазами? Недавно мы рассказывали о том, как не огрести от грибов, а сегодня остановимся на легендах и мифах, в которых люди со всего мира крайне странно взаимодействуют с грибами.
Грибные предания Европы
В средневековой Европе к грибам отношение было довольно-таки негативным. По словам миколога Михаила Вишневского, европейцы, видя бледные поганки, считали, что это место, где танцевали ведьмы. Если на деревьях замечали дрожалку оранжевую, думали, что перед ними масло ведьм, и если им намазать ступени и крыльцо — по ним никогда не смогут пройти тролли. Если же на бревне находили артикулярию уховидную (она же иудино ухо) думали, что это место, где прилегла отдохнуть старая ведьма, да так залежалась, что ухо и приросло.
Огромный пласт европейских поверий и легенд связан с так называемыми ведьмиными кругами или кольцами фей. Это реальные круги, образовавшиеся из грибов. Исследователь Адриан Морган в книге «Жабы и поганки» приводит множество европейских суеверий, относящихся к этим объектам.
Например, в немецких преданиях говорилось, что подобные кольца отмечали место танцев ведьм в Вальпургиеву ночь, а голландцы считали, что в них нечистый ставил свою маслобойку. В Тироле рассказывали, что это следы огненных хвостов летающих драконов. А средневековые французы остерегались входить в ведьмины круги, так как их охраняли гигантские пучеглазые жабы, которые проклинали нарушителей границ.
Самые же любопытные истории связаны с кельтскими традициями. Кольца фей были местом, где плясали и жили феи, эльфы и гоблины — крошечные человекоподобные существа. И чаще всего общение с ними могло навлечь на человека беду.
Исследователь британского фольклора Вирт Сайкс в книге «Британские гоблины: валлийский фольклор, мифология фей, легенды и традиции» приводит множество таких историй. Среди них есть байка про фермера из Кармартеншира, незадачливого мужичка, который однажды утром пошел пасти лошадей и услышал чудесную игру на арфах. Пойдя на звук, он обнаружил компанию фей, пригласивших его поплясать с ним в круге из грибов. На свою беду он согласился, и они закружили его в танце. Пока он плясал, прошли годы, но феи так и не отпускали незадачливого танцора. Но стоило ему взмолиться Богу, и чары развеялись. Мужчина шагнул за границу круга, тотчас рассыпавшись прахом.
Другая история повествует о приятелях Яго и Томе, которые в Матаварне отправились в Тисовый лес и уснутли рядом с деревом, которое называлось «место гоблинских танцев». Том, проснувшись, обнаружил, что друга нет. Проискав его вместе со всей деревней пару дней, он обратился к знатоку суеверий. Тот объяснил, что через год, ровно в тот же день и час, нужно идти к кольцу фей и оттуда выдернуть пляшущего Яго. Так и сделали. Когда парень оказался на свободе, он выглядел изможденным и был похож на скелет, но при этом чувствовал себя отлично. Правда, только до того момента, пока не попробовал человеческую еду. После первого же проглоченного кусочка Яго истлел и превратился в кучку праха.
Другая история произошла с сыном сапожника по имени Тэффи. Он жил близ Пенкадера в том же Кармартеншире и, будучи еще мальчиком, вступил в круг фей. Протанцевав всего несколько минут, он из него вышел, но не узнал местность. Везде были дороги, а на месте дома сапожника стояла усадьба фермера. Тэффи сперва подумал, что он попал в другое место, но тут обнаружил Длинный камень — памятник победе в древней битве, находившийся рядом с его домом.
На лай собаки вышел фермер, заявивший, что он тут живет всю жизнь, а дом был построен еще его дедом. Пожалев парня, хозяин накормил его и решил вместе с ним сходить к самой старой женщине округи по имени Кэтти Шон. Но едва они отправились в путь, фермер услышал за спиной легкий шум и, обернувшись, увидел, что от Тэффи осталась лишь горстка черного пепла.
Тем не менее, хозяин нашел Кэтти и спросил не знает ли она парня по имени Тэффи. На это бабка ответила, что в юности ей рассказывал старик Эван Шенкин, что у их сапожника пропал сын по имени Тэффи, которого так и не нашли.
Вера в ведьмины круги была настолько сильна, что еще в XIX веке помогала провинившимся и преступникам избежать наказания. Например, в одной из французских деревень в 1867 году пастух потерял половину стада. И быть ему казненным, если бы он не догадался обвинить во всем ведьм, говоря, что стадо вступило в круги из грибов и перестало его слушаться. И пастуха оправдали!
Также получилось избежать наказания у вора, обокравшего здание суда и пойманного в процессе. Он заявил, что его ведьма заманила его в грибной круг, и там парень лишился рассудка, охраняемый гигантскими жабами, и именно поэтому он в состоянии помешательства отправился на преступление. Ему поверили и отпустили на свободу.
Мифы о возникновении грибов из пенисов и пенисов из грибов
Часто мифы, связанные с грибами, относятся к половым органам. И это не удивительно, некоторые грибы действительно напоминают пенис, а другие — вагину.
Исследователь Владислав Петров в книге «Древняя история секса в мифах и легендах» приводит предание нивхов, автохтонного населения острова Сахалин. По их мнению, грибы — это пенисы, которые черти высовывают из земли. Примечательно, что сенои из Малайзии также считают, что в лесу можно увидеть замаскированный под гриб половой орган бога грома Энку.
Религиовед Мирча Элиаде в книге «Религии Австралии» приводит миф о героях братьях Багадьимбири. В нем повествуется о прогулке, во время которой герои встретили племя карадьери и обнаружили, что те бесполые. Герои решили помочь приютившим их горемыкам и сделали им пенисы и вагины из разных видов грибов. Карадьери были счастливы.
Иногда миф выворачивает ситуацию наизнанку. Предание народа койя, рассказанное в книге Михаила Вишневского «Грибы и секс», говорит о женщине, которая раздвинула ноги, пока готовила рис. Сидевший неподалеку мужчина увидел вагину, потянулся к ней своим длинным пенисом, но женщина отрубила его член. Вытекшее при этом семя она поместила в муравейник, и из него вырос гриб, который всегда выглядит склизким.
Самый же яркий миф о возникновении грибов из пенисов запечатлен этнографом, записывавшим предания кетов, народа, проживающего в Сибири. По их легенде раньше мужчин вообще не было, а в лесах росли многочисленные фаллосы. Женщины ходили в лес удовлетворять свои потребности, но одной было лень ходить, и она оторвала один из них. Принеся домой, она решила развлечься, а пенис взял и прирос.
Тогда демиург по имени Есь прислал женщине на помощь мужчину (впрочем, члена между ног у него не было). Мужчина выдернул фаллос, чем очень обрадовал женщину. Она принялась угощать спасителя вином и едой, а тот, чтобы не выпускать вырванный пенис из рук, зажал его между ног. Тот прирос, и женщинам это понравилось, они оставили первого мужчину у себя.
А фаллосы в лесу без женского внимания захирели и стали грибами, поэтому кеты их не едят.
Девушки-мухоморы. Легенды о сибирских суккубах
У многих сибирских народов существует образ девушки-мухомора или аманатки — прекрасной и совершенной, заманивающей охотника или шамана и занимающейся с ним сексом. После такого соития мужчина перестает замечать обычных женщин, и его очень трудно вернуть в семью. Очень похоже на поведение жертвы средневековых европейских суккубов.
Михаил Вишневский приводит корякскую легенду о появлении первой девушки-мухомора. По преданию Эмимкут, сын великого ворона Кутха и сорочьей дочери по имени Мети, так восхитился красотой мухомора, что превратил его в женщину. По другой версии в мухомор обратилась женщина, обидевшаяся на мужа.
Яркой иллюстрацией сказок о девушках-мухоморах является ительменское предание об охотнике по имени Челкутх. Посватался как-то Челкутх к дочери великого ворона Кутха по имени Синаневт. Пройдя множество испытаний, он все-таки добился ее руки, и они зажили хорошо, произведя на свет сына. Как-то Челкутх отправился в лес на охоту, где встретил девушек-мухоморов и занялся с ними сексом. Домой он больше не вернулся. Прождав мужа несколько дней, Синаневт решила, что его убили, но сестра Кутха догадалась, что Челкутх блаженствует к девушками-мухоморами и посоветовала отправить в лес сына.
Ребенок отправился к отцу, напевая песню: «Мой отец — Челкутх, моя мать — Синаневт, отец нас забыл». Отец услышал это и отправил аманаток, приказав им жечь руки мальца горячими головешками. В общем, он сбежал. На следующий день парнишка огреб от аманаток ремнями и снова вернулся домой ни с чем. Тогда Синаневт собрала вещи, позвала всех зверей и ушла на высокую гору, облив ее склоны водой. Проголодавшийся Челкутх пошел на охоту, а зверей нет. Тогда он пошел домой, а там никого.
Он по следам пришел к горе, попытался залезть, а склоны ледяные. Тогда он начал просить жену сбросить веревку и поднять его. Синаневт сбросила веревку, но когда он почти поднялся, обрезала ее и Челкутх грохнулся о землю. Полежал, и давай проситься обратно — снова сбросила, снова обрезала, снова грохнулся. Уже на третий раз он упросил жену, пообещав, что забудет своих аманаток. И стали они жить хорошо, а девушки-мухоморы в лесу захирели и умерли.
Почему в Рязани грибы с глазами
Славяне относились к грибам намного лучше и связывали с ними множество положительных примет. Михаил Вишневский в лекции «Этномикология, мухоморы, грибы в мифах и культуре народов», приводит несколько. К примеру, обилие грибов предвещало хлебный год, а если они начинали расти даже на стенах домов — девушки радовались, ведь это значило, что скоро объявится жених.
Впрочем, по легендам под грибами часто прятались черти, спасаясь от молний, которые метал в них Илья-пророк. В Костроме верили, что сморчки и строчки нельзя собирать после первой грозы, так как змеи, напуганные громом, прячутся внутри этих грибов.
Ну и знаменитое: «В Рязани грибы с глазами, их едят, а они глядят». Откуда появилась эта поговорка?
По одной версии через Рязань проходили пути набегов монголов на Русь, и сторожевые заставы могли выследить направление движения врагов по сбитым или срезанным грибам. Поэтому всем жителям было строго-настрого запрещено собирать грибы.
Более интересную версию приводит Вишневский в вышеупомянутой лекции. Однажды настоятель Рязанского Троицкого мужского монастыря отправил двух юных иноков за грибами. Те встретили молоденькую девушку, у них взыграла кровь, и они уговорили ее пробраться к ним в монастырь. Для маскировки ее посадили в телегу, закопав в куче собранных грибов.
На въезде в монастырь иноков остановил игумен и спросил, что они везут. Те показали — мол, грибы. Старец глянул и, увидев глаза девушки, понимающе усмехнулся: «А у нас в Рязани, оказывается, и грибы с глазами». Фраза стала пошла в народ и получила классическое окончание: «Их едят, а они — глядят!».
Как не огрести от грибов
https://disgustingmen.com/history/pochemu-v-ryazani-griby-s-glazami/