31 декабря 2015
В таежном углу Вологодской губернии(село Еловино Кичменгско Городецкого района), 100 лет назад по грибы не ходили, а ездили. Ставили на телегу бочки, бочата и кадушки и объявляли, что едут, скажем, по рыжики.
Отправлялись в лес, и набирали отборных рыжиков, сортируя по размеру. Отдельно в бочонок набирали калиброванных рыжиков, которые пройдут сквозь бутылочное горлышко. Такие рыжики отправляли в Москву и Питер на продажу.
Или — отправлялись по белые грузди.
Или — привозили телегу черных груздей, вымачивали в нескольких водах и солили, в результате получая соленые грибы восхитительного, темно-вишневого цвета.
Такое было время, такая была экология — в невеликой речке Пичуг, что протекала рядом с Еловино, в то время ребятишки ловили хариуса – рыбу семейства лососевых.
Вот и по весне 1911 года мой прадед Степан Лепихин, отправляясь в Вологду по делам (оформлял землю по Столыпинской земельной реформе), прихватил с собой несколько бочонков с грибами, и на продажу, и в качестве гостинцев. Главное было — добраться до Устюга, а там пароход свезет, хоть пять бочек, хоть десять.
В ту пору еще роднились с вологодскими родственниками, с которыми расстались в XVI веке, когда моего предка из Вологды отправили на службу в крепость Кичменский Городок.
Вот и в 1911 году мой прадед остановился у дальнего родственника, живущего на Троицкой улице (ныне часть улицы Бурмагиных). (Так и писалось в почтовом адресе — Вологда, в улицу Троицкую, его благородию господину Смирнову… У родственника был какой то невеликий чин, вроде штатского старшего лейтенанта)
А в это время в соседний дом из Москвы приехал на малое время сын хозяина, который служил половым (официантом) в одном из московских ресторанов, и который приходился моему прадеду вовсе уж дальним родственником. Вот он и увез в Москву пару бочонков рыжиков на продажу.
Только что-то кто-то напутал, и в одном бочонке оказались черные грузди, о чем вскорости пришло письмо из Москвы. А почта в то время работала исправно, и через три дня после того, как письмо опустили в почтовый ящик в Москве, почтальон принес его в улицу Троицкую в Вологде, застав еще моего прадеда в Вологде.
Ну, раз так случилось, то деньги за этот бочонок мой прадед оставил соседу — черный груздь в ту пору считался грибом так себе, чуть ли не сорным. Каково же было удивление, когда через год в Еловино из Москвы, через несколько рук пришло сколько-то рублей денег и короткое письмо.
Служба официантом в Москве в ту пору требовала оборотистости и сметливости — нужно было угодить капризному клиенту. Скажет подвыпивший купчина: Желаю стакан карасину!
И официант тут же, с развороту отвечает: Вам холодного али подогреть?
Вот и когда официанту с улицы Троицкой подгулявшие купчики заявили, что желают всенепременно на закуску соленых меридианчиков, тот нимало не задумываясь, ответил:
— Ваше степенство, шибко солоно будет. А вот салат с солеными меридинчиками не желаете?
А это он для себя приготовил картофельный салат с луком и рублеными черными груздями, заправленный постным маслом, вот и переложил его в блюдо и тут же подал на стол. Салат с солеными меридианчиками пошел под водочку на ура, смотрелся весьма красочно узкими полосками темно-вишневого цвета на фоне нежно-желтой картошки, а сами грибы, соленые с пряными травами и чесноком так благоухали, что на следующий день в зале только и звучало: Салату с солеными меридианчиками!
В общем, бочонок с бросовыми грибами ушел с большим барышом, а присланные в Еловино деньги пришлись моему прадеду весьма кстати — он строил избу в починке Малое Еловино, в пяти верстах от родительского дома.
И на этот Новый год я поставлю на стол «салат с солеными меридианчиками», и вам советую. Право, очень вкусно, и просто – отварной картофель, репчатый лук, соленые черные грузди и подсолнечное нерафинированное масло. Только черные грузди надо нарезать то-о-онкими полосками. Меридианчики ведь…
http://newsvo.ru